Полезен ли российскому кино опыт Роберта Редфорда

В американском штате Юта продолжается крупнейший в мире фестиваль независимого кинематографа
Кирилл Разлогов
Фото: Getty Images/Tibrina Hobson

Крупнейший в мире фестиваль независимого кино «Сандэнс», основанный оскароносным Робертом Редфордом, обнародовал первые статистические данные. Из 14 тыс. фильмов, предложенных комиссии, было отобрано 225, из них 103 мировые премьеры и 40 дебютов. Вклад фестиваля в экономику штата Юта (родина форума) составит более $140 млн.

Первыми в списке идут конкурсные программы американского игрового (здесь его раньше называли нарративным, то есть повествовательным, а теперь — драматическим) и документального кино (по 16 полнометражных фильмов в каждой). Несмотря на наличие в последние годы соответствующих международных конкурсов (по 12 фильмов каждый, в одном из них приз за режиссуру в свое время получила Анна Меликян за фильм «Русалка»), «Сандэнс» был и остается в первую очередь фестивалем американского независимого кино. Конкурсы — лишь наиболее заметная часть айсберга.

Так, в программе «Премьеры», по мысли организаторов, собраны наиболее ожидаемые повествовательные фильмы начавшегося года. Из картин, уже показанных в этом разделе, надо отметить вторую режиссерскую работу актера и сценариста Тейлора Шеридана «Река ветров». Эта жесткая и бескомпромиссная история расследования убийства в снегах индейской резервации в штате Вайоминг вместе с известными фильмами, снятыми по его сценариям другими режиссерами («Убийца» Дени Вильнева и «Любой ценой» Дэвида Маккензи), образует своеобразную «трилогию насилия».

Спрашивается, почему же этот фильм не в конкурсе «Санденса»? Да потому, что его автор перерос масштаб дебютанта. «Убийца» уже был в конкурсе Каннского кинофестиваля, и не ошибусь, если скажу, что и «Река ветров» окажется в одной из программ этого главного киносмотра в мире.

Наиболее инновационные (с точки зрения организаторов, но не всегда критиков) ленты включаются в программу NEXT, а те, что уже завоевали международное признание, — преимущественно иностранные — американский зритель может увидеть в секции Spotlight («В огнях рампы»). А ведь есть еще полуночные показы и специальные события... Пирамиду увенчивают эксперименты видеоарта в разделе «Новая граница» и главная героиня будущего — виртуальная реальность, представленная чуть ли не на каждой странице программы.

Теперь можно вернуться от искусства к статистике. Каждый год в мире в независимое (авторское, экспериментальное, артхаусное и т.д.) кино вкладывается более $2 млрд. Легко вычислить долю в этом процессе около 4 млрд рублей отечественного бюджетного финансирования кино, то есть менее $70 млн. Это значительно меньше бюджета одного голливудского боевика. А по отношению к финансированию независимого кино — менее 3,5% на одну седьмую часть суши, как мы знаем, богатой талантами. Может быть, не стоит пытаться почти полностью переориентировать эту небольшую сумму на некое российское подобие мейнстрима, а лучше последовать примеру Роберта Редфорда?