«Иллюзия любви» по-французски

В драме — участнице Каннского кинофестиваля Марион Котийяр играет юную девушку, влюбленную в свои фантазии
Анастасия Рогова
Фото: Russian World Vision

В прокат выходит новая драма французского режиссера и актрисы Николь Гарсиа, известной по фильму «Вандомская площадь». В новой картине, снятой по повести итальянской писательницы Милены Агус «Каменная болезнь», Гарсиа исследует женскую психологию и ищет ответ на вопрос, чем внезапная страсть отличается от истинного чувства.

Молодая итальянка Габриэлла мечтает о настоящей любви. Как в романах, чтобы сердце от чувств замирало, а голова кружилась. Но откуда ее взять в унылом поселке, где кроме пенсионеров, неотесанных рабочих, тупых обывателей и школьного учителя никого нет? В последнего Габриэлла пылко влюбляется. А когда женатый педагог ее отвергает, у девушки случается психическое расстройство.

Чтобы сбыть с рук дочь, родители предлагают ее вместе с заманчивым приданым в жены бригадиру рабочих. Тот соглашается. Но, как выясняется впоследствии, не ради денег...

Марион Котийяр, которой уже за 40, прекрасно справилась с ролью неопытной юной девушки, помешавшейся на собственных фантазиях о вечной любви. Ее героиня удивительно красива, и Гарсиа с ее тонкой интуицией и истинно французским любованием женскими прелестями подчеркивает это крупными планами актрисы — и когда ее нежное лицо озаряет солнце, и в момент любовной близости, и в минуту наивысшей печали.

Габриэлла страдает почечнокаменной болезнью, и муж отправляет ее на лечение в санаторий. Там она встречает умирающего офицера, раненного на вьетнамской войне, и влюбляется в него с первого взгляда. Видно, как преображает женщину любовь: потухшие глаза озаряются светом и даже походка становится легче. Мысли о самоубийстве уходят — их сменяют исступленные фантазии.

Офицера играет Луи Гаррель, умудрившийся сделать своего героя настолько по-мужски привлекательным, что никаких сомнений пылкая страсть Габриэллы не вызывает. Забыв о нелюбимом супруге, Габриэлла с головой погружается в новое чувство.

​​​​​​​

Ритм фильма — чувственный, неторопливый, меланхоличный: в нем много естественного света и музыки, звучит «Баркарола» Чайковского. Вообще «Иллюзии любви» неплохо было бы посмотреть излишне романтичным натурам. В финале Габриэлла понимает, что все ее пылкие влюбленности — самообман. А единственное, что было в ее жизни настоящим, — тихая забота того самого нелюбимого мужа, неказистого работяги с натруженными руками. И только из-за своих иллюзий Габриэлла упустила из вида то, что и составляет смысл брака как взаимного уважения, заботы, совместного воспитания детей.

Посыл картины: любовь — это не случайная, хотя и упоительная плотская страсть, а семья со всеми ее горестями и радостями, — прочитывается четко. В фильме героине повезло: иллюзии развеялись и осталось время на семейный покой. В реальности подобные заблуждения, как правило, приводят к краху: прожить жизнь заново, увы, невозможно...