Иран имеет право на мирное обогащение урана, так как, занимаясь этой деятельностью, республика ни разу не использовала полученный элемент в военных целях. Об этом 19 февраля сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телеканалу «Аль-Арабия».
Соответствующим образом он прокомментировал проходящие в Женеве переговоры между Тегераном и Вашингтоном, состоявшиеся при посредничестве Маската. По словам главы МИД, иранской стороне в ходе беседы предложили вовсе отказаться от обогащения урана.
«Первое требование противоречит ДНЯО (Договору о нераспространении ядерного оружия. — Ред.). У Ирана есть права на мирное обогащение урана. Он это делал всегда под строгим контролем МАГАТЭ. Агентство ни разу не констатировало, что обогащенный уран «переводится» на военные цели», — сказал Лавров.
Он указал, что в момент разрыва США Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — политического соглашения по иранской ядерной программе — государство, ставшее предметом договоренности, заявило, что больше не связано ограничениями, и стало обогащать уран более высокого уровня. Тогда, как признал министр, это стало заслуженным объектом для разговоров, так как ни единая страна не хочет внезапного распространения ядерного оружия.
Однако, как добавил Лавров, Иран выразил готовность сократить свои работы по обогащению до уровня, который необходим для мирных целей выработки ядерной энергии, для неэнергетических, медицинских целей.
«Это уровень 3–6%. Он признается всеми как безопасный. Иран готов обеспечить возвращение к сугубо топливно-энергетическим нуждам под контролем МАГАТЭ. Агентство должно проявить верность тем принципам, на основе которых работает секретариат. Но после ударов по иранским ядерным объектам в июне 2025 года в ходе «12-дневной войны» МАГАТЭ не высказало своей позиции, хотя объекты находились под его контролем», — подчеркнул глава МИД России.
Соответствующее поведение, как отметил он, не добавляет авторитета МАГАТЭ, от которого Москва ожидает соблюдения верности своим принципам и сохранения нейтралитета. Российская сторона выражает убежденность, что восстановление деятельности агентства в соответствии с его уставом позволит иранской стороне сотрудничать с ним.
Лавров 9 февраля сообщил, что Россия приветствует посреднические усилия султаната Оман, которые им прикладываются в ирано-американском переговорном процессе. Выступая на XV ближневосточной конференции на полях международного дискуссионного клуба «Валдай» глава МИД РФ в очередной раз отметил, что Москва поддерживает постоянные контакты с Тегераном, в которых также принимает участие и Пекин.
Газета The Wall Street Journal 17 февраля узнала, что Тегеран готов приостановить сроком до трех лет обогащение урана и рассмотреть вывоз части запасов за пределы страны в рамках потенциальной договоренности с Вашингтоном. Тогда же глава МИД Ирана Аббас Аракчи, комментируя женевские переговоры с американской стороной, назвал их конструктивными. По его словам, стороны добились понимания по ряду общих вопросов и приблизились к обсуждению сути возможного соглашения. Переговоры касались иранского ядерного досье.
Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ