Дроп-фактор: Набиуллиной не хватает сцепки банков с операторами связи

Набиуллина: не хватает сцепки банков с операторами связи
Ольга Анасьева, Мария Колобова
Фото: ТАСС/Донат Сорокин

В борьбе с мошенничеством не хватает сцепки банков с операторами связи, заявила 18 февраля на Уральском форуме глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Основным каналом атак остаются телефоны. Аферисты выманивают у людей деньги, обналичивая их через курьеров. Обязательная проверка операций в банкоматах помогла снизить такое мошенничество на 40%. Но несмотря на все ужесточения, общий объем краж продолжает расти: за прошлый год сумма увеличилась почти на 6,5% — до 29 млн рублей. Как власти будут реагировать на угрозу дипфейков и отмывание денег через крипту — в материале «Известий».

Что власти делают для борьбы с мошенниками

Крупнейший российский форум для обсуждения вызовов, связанных с кибербезопасностью, стартовал 18 февраля в Екатеринбурге. Ключевым событием первого дня стала пленарная дискуссия с участием представителей кредитных организаций.

В прошлом году мошенники украли у граждан 29 млрд рублей, что на 6,4% больше, чем в 2024-м, сообщила на форуме глава Банка России Эльвира Набиуллина. Тем не менее, по ее словам, впервые за все последние годы появились основания для «осторожного оптимизма».

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Немалую роль сыграла специальная кнопка в приложениях банков — с ее помощью можно пометить перевод как мошеннический. После этого данные попадут в базу ЦБ. Крупнейшие организации ежемесячно приостанавливают более 300 тыс. операций, добавила она.

Заметны успехи в борьбе с кредитным мошенничеством.

— Помните, как оно быстро разрасталось, было очень социально чувствительным. И мы видим сейчас, что объемы кредитного мошенничества заметно упали — на 40%. И меры, которые и законодатели, и участники финансового рынка принимали, дали свой эффект, — заявила глава ЦБ.

Кроме того, снижается средняя сумма ущерба. Например, в феврале прошлого года она составляла 22 тыс. рублей, а уже в ноябре — 16 тыс. Но есть и нерешенные проблемы, подчеркнула Набиуллина.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

— Нам не хватает сцепки банков с операторами связи. Там, где сцепка выстраивается, отмечается большая эффективность антифрод-процедур. Телефон как был, так и остается основным каналом атак, через который мошенники добираются до людей, — пояснила она.

Сейчас уже действуют ограничения на доставку кодов подтверждения во время телефонного разговора, отметил руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов. По его словам, под более крепкой сцепкой может подразумеваться активный обмен информацией между кредитными организациями и операторами. Например, сведениями о звонках, частоте, длительности, соединяемых абонентских номерах, местонахождении абонента. На основе этой информации можно было бы делать реалистичные предположения о том, что операции проходят под влиянием или непосредственно самими мошенниками.

Если допустить свободный обмен данными между операторами связи и банками, можно ожидать, что число блокируемых нежелательных операций увеличится вдвое или даже больше, оценил Владимир Ульянов. В то же время сбор сведений в одном месте повысил бы риски других сценариев злоупотребления со стороны лиц, имеющих доступ к данным, предупредил эксперт.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В любом случае глава ВТБ Андрей Костин посоветовал россиянам при звонках от неизвестных собеседников вспоминать роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и «никогда не разговаривать с неизвестными».

В РФ возбудили 830 уголовных дел о дропперстве

Несмотря на то что регулятор уже прижал злоумышленников внутри банковской инфраструктуры, они используют обходные пути — деньги выводят наличкой через курьеров, рассказала Набиуллина. В ответ на такую угрозу с сентября 2025-го появилась обязательная проверка на признаки мошенничества при выдаче денег в банкоматах. Эффект был практически мгновенным — кражи через снятие в АТМ упали на 40%, но объем еще существенный.

Новые правила ЦБ по проверке операций в банкоматах, заработавшие с сентября, — это правильный, но «симптоматический» шаг, считает директор департамента корпоративных продаж Телеком биржи Дина Фомичева. Они не решают проблему полностью, потому что борются со следствием (обналичиванием), а не с причиной (социальной инженерией).

Нужно не только смотреть на параметры трансакции, но и усиливать анализ «преданомалий». Ключевой момент — интеграция с операторами связи. Если система видит, что человеку за последние шесть часов поступило 50 звонков с незнакомых номеров, а потом он идет обналичивать деньги, — это гораздо более весомый признак, чем просто сумма снятия, уверена эксперт.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

При этом власти не планируют останавливаться. ЦБ намерен публиковать рэнкинг банков по уровню их борьбы с дропами, отметила глава регулятора.

С 1 июля 2025-го по 1 февраля 2026 года правоохранители возбудили более 830 уголовных дел о дропперстве, подчеркнул на сессии замглавы МВД Андрей Храпов. При этом удалось привлечь к уголовной ответственности 174 дроппера и 69 организаторов-дроповодов.

Совершать махинации становится экономически менее выгодно — карты на черном рынке и услуги дропперов стали дороже, отметил зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов. Если ранее карта в даркнете стоила 5–10 тыс. рублей, то сейчас — 20–30 тыс. Кроме того, услуги дроппера выросли с 1–2% до 15–20%. Это значит, что кибермошенничество становится более дорогим по сравнению с прошлыми годами, добавил представитель кредитной организации.

— Сейчас в большинстве случаев «дроп-комплект» стоит дороже, чем похищенная сумма. И наша задача — свести к минимуму шансы мошенников использовать одну и ту же карту дважды. Для этого нужно, чтобы реквизиты дропперов попадали в нашу базу данных быстро. Скорость реакции очень важна, — заявила Эльвира Набиуллина.

Сбербанк попросил чиновников ускориться и принятием закона о борьбе с дипфейками. По словам зампреда правления Станислава Кузнецова, ежедневно фиксируется около 150 таких подделок от имени министров, руководителей организаций и глав субъектов, а граждане этому доверяют.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Инструментов для распознавания дипфейков пока мало, а сами атаки становятся всё дешевле и технологичнее, предупредил замруководителя продуктовой группы Контур.Эгида и Staffcop Юрий Драченин. Картинки, голоса, видео всё проще подделывать, и злоумышленники этим активно пользуются.

Если во время разговора или в мессенджере будет появляться предупреждение, что человек, с которым вы общаетесь, — это дипфейк, это может сильно помочь. Но для этого нужна серьезная аналитика, нейросети, которые будут в реальном времени сравнивать изображение или голос с реальным человеком и определять подмену, добавил эксперт.

Как защититься от мошенничества с криптой

Злоумышленники также работают с криптовалютой, полагаясь на то, что этот рынок еще находится в серой зоне. Банк России подготовил предложения для регулирования цифровых валют — сейчас это обсуждается с кабмином, заявила глава регулятора.

— Люди продают криптовалюту, а получают в обмен деньги, которые были украдены мошенниками у добросовестных людей. По сути дела, эти продавцы криптовалют становятся невольными участками мошеннической схемы, — отметила Эльвира Набиуллина.

По словам Дины Фомичевой, для решения этой проблемы можно использовать AML-сервисы (среди них — Chainalysis, TRM Labs, Elliptic, ШАРД). Каждый P2P-трейдер (продавец криптовалюты), перед тем как принять рубли на карту, должен через них проверять кошелек своего контрагента.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Храмцова

Эти сервисы показывают, не связан ли адрес с мошенничеством или даркнет-маркетами. Если система находит высокий риск, от сделки лучше отказаться. Внедрение обязательного AML-скрининга на крупных P2P-площадках и биржах может снизить количество успешных отмывочных трансакций на 30–40% уже в первый год, ожидает эксперт. Это отсечет массовые схемы.

В целом расчеты в криптовалютах в стране необходимо как можно быстрее легализовать, заявил Андрей Костин. Множество клиентов, в том числе крупные экспортеры, просят предоставить белые способы расчетов.

Чтобы защититься от мошенников, обычным инвесторам и участникам P2P сделок важно вводить многоуровневую проверку — как минимум, двухфакторную идентификацию и регулярную смену пароля, считает финансовый советник и основатель Rodin.Capital Алексей Родин. По его мнению, для минимизации рисков отрасли в целом нужно быть готовой к существенным инвестициям, в 2026 году объем таких вложений может приблизится к 500 млрд рублей.