Венгрия и Словакия попросили Хорватию разрешить транспортировку российской нефти по Адриатическому трубопроводу (JANAF). Ранее доставку сырья по нефтепроводу «Дружба» заблокировала Украина. В Загребе в ответ требуют, чтобы Будапешт и Братислава отказались от российских энергоносителей. Подробности — в материале «Известий».
Не хотят возобновлять поставки
«По политическим причинам украинцы всё еще не возобновляют поставки нефти по трубопроводу «Дружба», поэтому сегодня вместе с министром экономики Словакии Денисой Саковой мы направили письмо министру экономики Хорватии Анте Шушняру с просьбой к Хорватии немедленно разрешить транспортировку российской нефти в Венгрию и Словакию по Адриатическому трубопроводу», — сообщил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто.
По его словам, разрешение должны дать в соответствии с правилами Евросоюза — ранее Будапешт и Братислава получили разрешение продолжить закупку черного золота из РФ, невзирая на санкции Брюсселя. Глава венгерского МИДа подчеркнул, что раз Венгрия и Словакия не могут получать нефть по трубопроводу, значит, они должны закупать сырье, доставляемое по морю.
«Безопасность энергоснабжения любой страны, включая нашу, не может быть идеологической проблемой, поэтому мы ожидаем, что, в отличие от Украины, Хорватия не будет ставить под угрозу безопасность поставок нефти в Венгрию и Словакию по политическим причинам», — пояснил дипломат.
Ранее он обвинил украинские власти в блокировке поставок в Венгрию. По его словам, Киев специально создает проблемы для венгерского правительства в преддверии парламентских выборов, которые запланированы в стране на 12 апреля. В Будапеште отметили, что нефтепровод «Дружба» готов возобновить работу, однако Украина отказывается это делать, в частности, из-за того, что Будапешт выступает против ее присоединения к Европейскому союзу.
Сийярто добавил, что угроза энергетической безопасности Венгрии ведет к аналогичной ситуации для Словакии, поскольку нефтеперерабатывающий завод в Братиславе принадлежит венгерской компании MOL.
Вопрос обсуждается
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков пояснил, что вопрос о возможном наращивании поставок нефти в Венгрию через Хорватию прорабатывается на уровне профильных компаний. Однако ситуацию осложняет позиция Украины, добавил пресс-секретарь президента России.
«Мы видим определенный энергетический шантаж со стороны Украины», — подчеркнул Песков. Он также особо отметил, что Москва находится в «постоянном контакте» с покупателями российской нефти.
Глава минэкономики Хорватии выразил готовность помочь Венгрии и Словакии. «Хорватия не допустит, чтобы поставки топлива в Центральную Европу оказались под угрозой. Мы готовы помочь решить острую проблему перебоев в рамках законодательства ЕС и правил OFAC. Никто не должен остаться без топлива», — пояснил Анте Шушняр.
При этом он добавил, что Загреб «будет действовать в рамках правового поля ЕС и правил Управления по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC)». Что это означает, он не уточнил.
Ранее правительство Виктора Орбана неоднократно жаловалось на то, что Адриатический трубопровод «неспособен обеспечить прокачку нефти в нужных объемах», а власти Хорватии повысили плату за транзит, что сделало поставки через нее коммерчески невыгодными для Венгрии.
Никогда не было, и вот опять
«Дружба» — крупнейший в мире магистральный трубопровод, осуществляющий поставки нефти в Европу. Маршрут проходит от Альметьевска в Татарстане через Самару и Брянск до белорусского Мозыря, после этого он разветвляется на два участка: южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии) и северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии). Общая длина составляет 8,9 тыс. км, из них 3,9 тыс. км проходит по территории России. Ранее нефть по северной ветке качали также Латвия и Литва, но с 2006 года эти поставки были остановлены.
Нефтепровод способен поставлять 66,5 млн т нефти в год, в том числе по северной ветке — 49,8 млн т и порядка 16,7 млн т — по южной. Но из-за санкций ЕС по северной ветке «Дружбы» с 2023 года российская нефть не поставляется.
В прошлом году, по сведениям ExPro, Украина транспортировала по южной ветке около 9,73 млн т российской нефти. Как сообщает Bloomberg, в январе стало заметным сокращение объемов прокачки — до 150 тыс. баррелей в сутки. В феврале же Россия и вовсе не поставляла нефть в Словакию и Венгрию, поскольку транзит в Восточную Европу по украинской части нефтепровода приостановили 27 января.
13 февраля стало известно, что занимающаяся транспортировкой через территорию Украины компания «Укртранснафта» заявила о технической готовности возобновить поставки в направлении Венгрии и Словакии, однако руководство компании не дало на это разрешение.
15 февраля премьер-министр Словакии Роберт Фицо обвинил Украину в намеренном затягивании возобновления экспорта. В прошлом году из-за атак дронов ВСУ нефтепровод «Дружба» трижды прекращал свою работу.
Шантаж со стороны ЕС
Профессор СПбГУ Наталья Еремина в разговоре с «Известиями» отметила, что, с одной стороны, Венгрия и Словакия получили разрешение — исключение из санкционных правил, и они продолжают покупать российские энергоносители. Однако, с другой стороны, как неоднократно заявляла Еврокомиссия, от этой практики необходимо отказаться.
— И сейчас, несмотря на заявления Будапешта и Братиславы о том, что их энергетическая безопасность находится под угрозой из-за прекращения поставок, Европейская комиссия считает, что это не так, — считает эксперт.
По ее мнению, система трубопроводов из Хорватии может быть задействована.
— Здесь нет никаких проблем, система проверялась, сама Хорватия заявила о готовности к поставкам. Но проблема в том, что Загреб еще в 2025 году заявлял, что может поставлять нефть, но это должно быть связано с отказом Словакии и Венгрии от российских энергоносителей, акцент делался именно на этом, — подчеркнула специалист.
Политолог считает, что на самом деле Хорватия заинтересована в том, чтобы получить эти объемы и обеспечить транзит.
— Так или иначе, вопрос с поставками будет решен. Скорее всего, здесь возможен какой-то компромисс. Для Хорватии это тоже способ показать, насколько важную роль она играет в энергобезопасности Центральной и Восточной Европы, — пояснила эксперт.