Ядерный прорыв: добьются ли США и Иран новой сделки

В Женеве завершился второй раунд иранско-американских переговоров
Альберт Калашян
Фото: Getty Images/Anadolu

В Женеве завершился второй раунд ирано-американских переговоров, цель которых состоит в поиске решений по долгосрочному спору вокруг ядерной программы Тегерана. Главным итогом стала выработка принципов, которыми будут руководствоваться стороны при подготовке текста сделки. Диалог проходит на фоне нарастающей напряженности: США усилили военное присутствие в Персидском заливе, перебросив в регион крупные силы флота, а Иран одновременно проводит масштабные морские учения в Ормузском проливе, что усиливает риск эскалации. Тегеран готов допустить бизнес США к своим недрам, но требует взамен заморозки антииранских санкций и отказа от обсуждения его ракетной программы.

Чего ждет Иран от США

Переговоры снова прошли при посредничестве Омана. Первый раунд консультаций между США и Ираном состоялся 6 февраля в Маскате и носил во многом зондирующий характер. Встреча позволила сторонам обозначить исходные позиции и проверить готовность к диалогу, однако заметного сближения достигнуто не было.

На этом раз американскую сторону снова представили спецпосланник президента США Стив Уиткофф и зять американского лидера Джаред Кушнер, иранскую — глава МИД Аббас Аракчи.

— Мы достигли согласия по части основных принципов, на основе которых мы будем разрабатывать возможный текст соглашения, -— сказал Аракчи после переговоров в прямом эфире иранского государственного ТВ.

Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи выступает на специальной сессии Конференции по разоружению в ООН в Женеве
Фото: REUTERS/Pierre Albouy

При этом он отметил прогресс в диалоге по сравнению с предыдущим раундом, подчеркнув, что стороны планируют продолжить работу над текстом возможной договоренности, после чего будет определена дата следующего раунда консультаций.

Как сообщила государственная телерадиокомпания Ирана, диалог был сосредоточен на вопросах ядерной программы Тегерана и возможного смягчения антииранских санкций. Республика настаивает на сохранении программы обогащения урана, отказа от нее требует Вашингтон.

США, в свою очередь, еще до переговоров давали понять, что хотели бы обсуждать более широкий круг вопросов. Ранее американская администрация неоднократно заявляла о желании включить в повестку иранскую ракетную программу, а также поддержку Тегераном вооруженных союзных группировок в регионе. В Иране подобный подход отвергают, подчеркивая, что любые договоренности возможны только в рамках ядерного досье и исключительно в обмен на реальное санкционное послабление.

Центрифуги для обогащения урана на одном из ядерных объектов Ирана
Фото: TASS/AP

Президент США Дональд Трамп заявил, что участвует «косвенно» в женевском процессе. Он выразил уверенность, что Тегеран заинтересован в достижении сделки. При этом американский лидер недвусмысленно напомнил о наличии у Вашингтона военной альтернативы. По его словам, отказ от договоренностей чреват для Ирана серьезными последствиями, которых в Тегеране, по его мнению, предпочли бы избежать.

— Тегеран готов вести диалог в случае обсуждения справедливого соглашения в рамках ядерной повестки, — рассказал «Известиям» иранский эксперт по международным отношениям Хади Исса Далул. — Однако любые попытки расширить формат за ее пределы, как это уже происходило ранее во время консультаций в Омане, где последующие контакты затрагивали сначала ракетную программу, а затем «ось сопротивления», сделают достижение договоренностей невозможным.

Поврежденный в результате израильского удара жилой дом в Тегеране. Июнь 2025 года
Фото: TASS/AP/Vahid Salemi

По его словам, в сложившейся ситуации «мяч находится на стороне США». При этом для Ирана ключевым вопросом остаются не столько санкционные послабления, сколько получение твердых гарантий того, что Вашингтон снова не выйдет из возможного соглашения в одностороннем порядке.

В Иране хорошо помнят, что предыдущая попытка возобновить переговоры была фактически сорвана летом прошлого года. Тогда на фоне дипломатических контактов союзник США — Израиль — нанес масштабные удары по территории Ирана, к операции 22 июня присоединились американские стратегические бомбардировщики, которые атаковали ядерные объекты. Уже 23 июня Тегеран ударил по американской военной базе Аль-Удейд в Катаре — это стало ответом на «вопиющую военную агрессию США». После этого Тегеран сообщил о приостановке деятельности по обогащению урана, однако вопрос о реальном состоянии программы остается предметом споров.

Пойдет ли Вашингтон на военные меры

Впрочем, по данным источников Reuters, американские вооруженные силы готовятся к сценарию, предусматривающему проведение долговременной, рассчитанной на несколько недель, военной операции против Ирана. Эти сигналы сопровождаются развертыванием, по выражению Трампа, «масштабной военно-морской армады» США в регионе.

Ответом Тегерана стали действия в Ормузском проливе — одном из важнейших международных морских маршрутов и ключевой артерии экспорта нефти из стран Персидского залива. 16 февраля Корпус стражей исламской революции начал там военно-морские учения. Маневры, получившие название «Умный контроль Ормузского пролива», проходят под руководством командования КСИР и, как сообщают иранские СМИ, направлены на проверку боеготовности и отработку сценариев реагирования на потенциальные угрозы.

Ракетная установка КСИР ведет огонь по условному противнику во время маневров «Умный контроль Ормузского пролива»
Фото: TASS/Zuma

В Вашингтоне признают сложность переговорного процесса. Госсекретарь США Марко Рубио, выступая 16 февраля в Будапеште, отметил, что договориться с Ираном крайне непросто. Однако, по его словам, американская сторона готова попытаться использовать дипломатический шанс. При этом он не стал скрывать скепсиса относительно готовности Тегерана пойти на существенные уступки.

Нынешний раунд переговоров для США — это, прежде всего, попытка максимально исчерпать дипломатический ресурс перед возможным силовым сценарием, считает главный редактор сайта 9-го израильского телеканала Роман Янушевский.

Ракетный катер КСИР во время маневров «Умный контроль Ормузского пролива»
Фото: TASS/Zuma

— Вашингтону важно продемонстрировать, что Белый дом сделал всё возможное для мирного урегулирования, поскольку это придаст потенциальным военным действиям дополнительную международную легитимность. При этом теоретическая возможность договориться сохраняется, однако я сомневаюсь в готовности Тегерана идти на принципиальные уступки, полагаю, что иранское руководство будет стремиться затягивать переговоры и выигрывать время, — рассказал «Известиям» эксперт.

В то же время он указал и на уязвимость американской позиции. По его словам, переговорщики в лице Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера могут в определенный момент предпочесть зафиксировать хотя бы частичный результат — например, ограниченный компромисс по ядерной программе Ирана, оставив за рамками договоренностей другие темы, включая ракетное досье.

Предполагаемые условия сделки

В то же время Тегеран пытается дополнить дипломатический трек экономическими аргументами, рассчитывая повысить заинтересованность Вашингтона в достижении договоренностей. Иранские власти всё активнее представляют страну как потенциально выгодное направление для американских инвестиций, прежде всего в случае смягчения или отмены санкционного режима.

Как заявил замминистра иностранных дел Ирана по экономической дипломатии Хамид Ганбари, нынешний диалог с США затрагивает «чувствительные экономические секторы», включая энергетику и природные ресурсы. По его словам, в повестке также фигурирует вопрос закупок гражданской авиационной техники.

Фото: TASS/EPA/ABEDIN TAHERKENAREH

Выступая в Торгово-промышленной палате Ирана, дипломат подчеркнул, что для устойчивости возможного соглашения необходимо, чтобы Соединенные Штаты также получали ощутимую экономическую выгоду — прежде всего в отраслях с высокой и быстрой отдачей. В обмен Тегеран рассчитывает на разблокировку зарубежных активов, замороженных из-за американских санкций.

Израильская пресса не оставила без внимания эту тему. По данным Israel Hayom, иранцы предложили Белому дому заняться совместными проектами в нефтегазовой, горнодобывающей и авиационной промышленности, а во время встречи в Швейцарии делегация из Тегерана планировала представить детальный план, как американские компании могли бы войти в иранскую нефтегазовую отрасль.