Цен не знают: инфляционные ожидания россиян мешают ЦБ активнее снижать ключевую

Ожидания россиян по инфляции мешают ЦБ активно снижать ключевую
Евгений Грачев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Завышенные инфляционные ожидания населения не позволяют ЦБ быстрее снижать ключевую ставку, сообщили опрошенные «Известиями» эксперты. На первом заседании в 2026 году регулятор опустил ее на 0,5 п.п., до 15,5%. Аккуратный шаг связан с тем, что россияне по-прежнему ждут роста цен на уровне 13,7%, хотя к концу 2025 года инфляция замедлилась примерно до 6%. Этот настрой подталкивает людей активнее тратить деньги и покупать товары впрок, пока они не подорожали, что само по себе поддерживает давление на цены. Инфляционные ожидания не снижаются во многом потому, что подорожание продовольственных товаров заметно обгоняет официальные цифры. Когда ЦБ сможет активнее снижать ставку — в материале «Известий».

Как ожидания населения влияют на цены и ставку

Высокие инфляционные ожидания длительное время не дадут ЦБ активно снижать ключевую, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. В Банке России не раз подчеркивали, что при прочих равных регулятор будет смягчать политику осторожнее, если население и бизнес ждут более активного разгона цен.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Даже если инфляция будет вблизи таргета 4%, но ожидания населения по росту цен останутся высокими, то велик риск того, что показатель на этом уровне не удержится. Об этом заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, отвечая на вопрос «Известий» на пресс-конференции по итогам заседания по ставке. По ее словам, такая ситуация ограничивает пространство для снижения ключевой.

В январе 2026-го инфляционные ожидания россиян на этот год сохранились на уровне 13,7% и остались максимальными с февраля 2025-го, следует из данных мониторинга ЦБ. Это произошло несмотря на заметное замедление роста цен в прошлом году — с 9,5% до 5,6%. Однако население продолжает ориентироваться не на статистику, а на собственные ощущения и ждет нового витка роста.

От того, какую инфляцию ожидают люди, зависит, какую ставку они будут считать достаточной для сбережений и сколько средств они в итоге направят на сбережения, указывал ранее зампред ЦБ Алексей Заботкин. По сути, именно ожидания определяют реальную жесткость денежно-кредитной политики при одной и той же ключевой.

Если ставка ЦБ оказывается ниже уровня ожидаемой инфляции, людям кажется выгоднее тратить деньги, а не откладывать их, пояснила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Это усиливает спрос в экономике и вместе с высокими ценовыми ожиданиями бизнеса облегчает перенос выросших издержек в цены, тем самым разгоняя инфляцию.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

— В такой среде раннее и резкое снижение ставки может само по себе разогнать инфляцию, — отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Когда люди ждут роста цен примерно на 14%, они начинают вести себя соответствующим образом: ускоряют покупки, требуют повышения зарплат и заранее закладывают подорожание в свои планы, отметил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Это уже сильно давит на цены.

В конечном счете ожидания превращаются в реальность — инфляция ускоряется, из-за чего люди всё меньше верят в стабилизацию цен и ждут еще большего их разгона в будущем. Этот процесс называют «инфляционной спиралью».

Почему россияне ждут сильного роста цен

В своих оценках потребители опираются прежде всего на рост цен в личной корзине, а не на официальные показатели, пояснила Ольга Беленькая из «Финам». Особенно заметно подорожание так называемых товаров-маркеров — продуктов питания, бензина, лекарств и услуг ЖКХ. Среди них есть и очень волатильные позиции, вроде ставших мемом огурцов, и те товары и услуги, которые дорожают быстрее общей инфляции, — например, коммунальные тарифы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Инфляционные ожидания в России формируются задним числом — люди просто переносят прошлый опыт в будущее, отметил Сергей Гришунин из НРА. Если они увидели резкий скачок цен в 2024 году, то автоматически ждут похожей картины и в 2026-м.

Особенно хорошо запоминается подорожание продуктов: картофель вырос в цене на 80–90%, яйца — примерно на 50%, масло — на 40%. Зимой огурцы и помидоры традиционно дорожают в разы, что усиливает ощущение так называемого инфляционного шторма. А поскольку продукты покупают каждый день, именно по ним люди судят об общем росте цен.

По данным ЦБ, ощущаемая населением инфляция в течение года была в два-четыре раза выше официальной статистики, отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Этот опыт закрепляется на психологическом уровне и продолжает влиять на ожидания.

Насколько вырастут цены по итогам 2026-го

— Страхи населения абсолютно понятны, но ожидания роста цен на уровне около 14% в 2026 году выглядят завышенными, — подчеркнул Владимир Чернов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

ЦБ прогнозирует возврат инфляции к таргету 4–4,5% в этом году, однако многие семьи ощущают более сильный рост цен, отметил Сергей Гришунин. Это особенно заметно для домохозяйств с небольшими доходами, которые тратят на продукты около трети бюджета. Разрыв между продовольственной инфляцией на уровне 12–15% и общим ростом цен в 8–9% создает ощущение, что статистика занижает реальный уровень.

Ожидания обязательно начнут снижаться, когда инфляция будет длительное время удерживаться вблизи таргета 4%, подчеркнула Эльвира Набиуллина, отвечая на вопрос «Известий» на пресс-конференции по итогам заседания по ключевой ставке. При этом такой процесс окажется более медленным, чем раньше, ведь инфляция была высокой слишком долго.

— Главное — фактическое замедление инфляции, особенно продовольственной. Поскольку наши граждане смотрят в прошлое, им нужно дать новый опыт: несколько месяцев подряд стабильных или даже снижающихся цен в магазинах. Только тогда ожидания начнут корректироваться, — подчеркнул и Сергей Гришунин.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

ЦБ стремится вернуть инфляцию к целевому уровню и удерживать ее там достаточно долго, чтобы восстановить доверие населения, пояснила Ольга Беленькая. При заякоренных инфляционных ожиданиях краткосрочные всплески цен, вызванные разовыми факторами, перестают влиять на поведение потребителей, что позволит регулятору быстрее снизить ставку.

В долгосрочной перспективе снижение ключевой ставки неизбежно, заключил сооснователь компании «Активо» Михаил Костромин. Ключевой вопрос — какими темпами это будет происходить и какой при этом будет инфляция.