Дело рук обучающихся: за охрану школ вынуждают платить родителей

В Волгограде родители рассказали о поборах за охрану школ
Сергей Гурьянов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Студенты Волгоградского технологического колледжа заявили, что их принуждают выплачивать «добровольные» взносы на охрану учреждения, а в случае отказа угрожают санкциями в виде невозможности пересдать зачеты. Однако подобная ситуация характерна не только и не столько одному упомянутому колледжу — о проблемах «Известиям» рассказали родители сразу нескольких школ и детсадов. В некоторых из них платежи действительно остаются добровольными, но чаще родителей вынуждают скидываться на охрану. Насколько законна и распространена эта практика, разбирались «Известия».

Как студентов вынуждают платить за охрану

О поборах со студентов в Волгоградском технологическом колледже сообщили местные СМИ со ссылкой на самих учащихся. По их словам, платежи оформлены в виде пожертвований, причем они якобы указаны в одном из договоров, который родители подписывали при зачислении. Формулировка — «добровольные пожертвования», но за неуплату копится долг, который преподаватели требуют погашать.

В колледже заявили, что проводят служебную проверку.

Средства на охрану в колледже, предположительно, собирают уже давно. Бывшая его студентка, выпускница 2020 года, Олеся рассказала «Известиям», что платила за охрану всё время обучения (с 2015 года).

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

— Перед зимней сессией в декабре нужно было оплатить охрану в размере 3 тыс. рублей, либо два раза по 1,5 тыс. перед зимней и летней сессией, — рассказала она «Известиям». — От платежей отказаться было нельзя, так как нам не отдавали зачетные книжки, пока мы не покажем чеки об оплате.

Она подчеркнула, что никто не отчитывался о том, куда идут эти платежи.

Судя по сообщениям в волгоградских чатах, сейчас мало что изменилось. В соцсетях рассказывают об аналогичных случаях: «Дочь сказала: если не заплатим, даже долги закрыть не сможем по предметам»; «Сын тоже учился там, была оплата 3 тыс. год, или не допускали до сессии»; «Учусь там, третий курс уже. Одна из преподавательниц мне сказала, что заставляют платить тех, кто недоволен оценкой, хотя мне кажется, что не только их».

«Известия» направили запрос в Волгоградский технологический колледж.

Как собирают деньги в школах

Однако поборы — не только в колледже. Во многих школах и других образовательных учреждениях Волгограда якобы также собирают деньги на охрану.

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Родитель одного из студентов Волгоградского технического колледжа (это другое учреждение СПО в этом же городе) рассказал, что сейчас у него на руках есть неподписанный договор «о добровольном пожертвовании в размере 6 тыс. рублей». Впрочем, пока требований оплатить во что бы то ни стало не было — напротив, в конце 2025 года предложили вернуть с подписью об отказе о добровольном пожертвовании.

В одной из школ Ворошиловского района сборы на охрану также добровольны, хотя они есть — 2 тыс. рублей в год с каждого ученика.

— Каждое собрание нам напоминают об этих добровольных взносах. Наш учитель всегда подчеркивает, что у него нет никаких прав требовать эти деньги, но напомнить он должен, так как велено начальством, — рассказала «Известиям» одна из жительниц Волгограда. — Мы третий год не платим никаких взносов, пока никаких проблем из-за этого нет.

Однако, рассказала она, в предыдущей школе, где учились ее дети три года назад, сборы были принудительными: учителя якобы угрожали занижением оценок и неаттестацией ребенка. Перед переводом в другую школу родителям отказались отдавать документы, пока взносы на охрану не были выплачены.

Жительница не стала называть номер этой школы, заметив, что недавно там поменялся директор, и она не знает, как обстоят дела сейчас.

В школе №82 деньги на охрану собирали еще до пандемии. Начинали с 700 рублей, сейчас уже 2050 рублей в год, рассказал один из родителей учеников. По его словам, сборы контролируют классные руководители. Их же наказывают, если родители не оплатили или задержали оплату. Учителя настаивают на том, чтобы семьи оплатили за каждого ребенка — послабления есть только для многодетных. В основном все платят, чтобы не испортить отношение к ребенку.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

— За деньги перед родителями никто не отчитывается, но на словах говорили, что это на обслуживание тревожной кнопки, турникеты, проходную рамку и т. д., — сообщил источник «Известий». — Утверждают, что это софинансирование, а не полная оплата.

В школе, по состоянию на сентябрь 2024 года, 1,1 тыс. учеников — если платежи действительно идут за всех учеников, то общая сумма может достигать около 2 млн рублей за год. При этом, согласно контракту на сайте госзакупок, оказание услуг по физической охране школы №82 в 2026 году стоит 906 тыс. 984 рублей.

В школе №45, по данным «Известий», с каждого ученика собирают по 500 рублей за охрану в год. Учеников на начало прошлого учебного года там более 1,2 тыс., а стоимость контракта по физической охране этой школы — 612 тыс. рублей в 2026 году.

Собирают деньги на охрану и в дошкольных учреждениях. Так, в детском саду №23 ежемесячно воспитатель просит оплачивать 310 рублей. Если деньги не сдают, их якобы просто забирают из средств, собранных на общие нужды группы.

— На какие нужды идут деньги, перед нами не отчитываются. При этом в детсаду работает всего один охранник, и иногда его нет на месте. Можно беспрепятственно проходить с кем-то из родителей, вошедших через калитку на территорию детского сада, — сказал собеседник «Известий».

Во всех известных нам случаях родители оплачивают взносы по квитанциям, в которых в назначении платежа указана «благотворительность», иногда с добавлением в скобках расшифровки: например, «охранные услуги».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В администрации Волгограда заявили «Известиям», что в нормативных актах, которые касаются требований к охране учреждений образования, не указаны обязательные источники финансирования охранных услуг в школах и детсадах.

— Выделенные из бюджета средства на оплату охранных услуг были распределены по 128 школам Волгограда, — заявили в комитете по информационной политике. — С учетом требований законодательства школами проведены конкурсные процедуры, выбраны поставщики охранных услуг. Недостающие средства для обеспечения физической охраны могут возмещаться за счет внебюджетных средств.

Однако подчеркивается, что решение об оказании помощи «принимается родителями самостоятельно, добровольно», и это «право, а не обязанность».

— Не реже одного раза в полугодие осуществляется информирование родителей (законных представителей) о расходовании внебюджетных средств на родительских собраниях, заседании родительского комитета, совета школы. Ежегодно муниципальные образовательные учреждения размещают информацию о расходовании внебюджетных средств на официальных сайтах школ в разделе документов — «Результаты самообследования», — заявили в администрации.

Добавим, что, например, на сайтах школ №45 и №82 в «Результатах самообследования» за 2024 год нет информации о полученных взносах от родителей и расходовании внебюджетных средств.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Добавим, что подобная ситуация с платежами за охрану в школах складывается по всей стране: жалобы на это приходили из Ярославской области, Башкирии, Татарстана, причем в последнем случае об этом стало известно на фоне трагедии с нападением на учебное заведение.

Могут ли родители оплачивать охрану

Руководитель Бюро расследований «Народного фронта» Валерий Алексеев подчеркнул, что происходящее со сборами на охрану в образовательных учреждениях — это проявление системной проблемы, которую «Народный фронт» поднимает не первый год.

Обязанность организовать охрану формально лежит на образовательной организации и ее учредителе — муниципалитете или субъекте федерации, отметил он.

— Родители не являются субъектом финансирования системы безопасности школы. Безопасность детей — это зона прямой ответственности государства и учредителей образовательных организаций. Решать проблему нужно не за счет родителей, а через наведение порядка в финансировании и пресечение демпинга на рынке охранных услуг, — уверен собеседник «Известий».

Частнопрактикующий юрист Олег Самсонов подчеркнул, что, по закону «Об образовании», школы могут получать пожертвования. А совет родителей вправе принять решение о сборе денежных средств — но только в отношении себя самих, а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение, подчеркнул он.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

В то же время каждый родитель обучающегося имеет право перечислять денежные средства на расчетный счет учреждения по доброй воле и даже указать целевое назначение перечисленных денежных средств — например, на охрану. Однако он и вправе получить полную информацию о расходовании благотворительного взноса.

— Необходимо исходить из принципа, что пожертвования на определенную услугу являются добровольными. Принуждать родителей оплачивать услуги по охране образовательной организации руководитель учреждения не имеет права, — подчеркнул собеседник «Известий».

Сколько тратят на безопасность в образовании

Проблема еще и в том, что финансирования не хватает, и на охране экономят, добавил Валерий Алексеев.

— В нашем комплексном мониторинге в сфере общего образования в 2024/2025 учебном году приняли участие 5080 директоров школ, и 21% из них тогда признались, что вынуждены экономить на обеспечении охраны из-за недостаточного финансирования, — рассказал Валерий Алексеев «Известиям».

В 2021 году выборочный анализ «Народного фронта» показал, что часть торгов на оказание услуг охраны социальных учреждений завершается снижением стоимости услуг охраны до 79%. А данные агентства «Тендерплан» показали, что в 2023 году учебные заведения по всей стране потратили на услуги по охране 62,8 млрд рублей, на 19% меньше, чем в 2022 году.

Фото: ТАСС/Егор Алеев

Председатель правления Союза саморегулируемых организаций негосударственной сферы безопасности, вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Силивончик отметил, что до 75% от стоимости поста охраны составляет заработная плата и социальные выплаты сотрудникам. Сумма привязана к региональному МРОТ, региональным надбавкам и характеристикам охранной услуги: круглосуточный или дневной пост, используются ли спецсредства, предоставляется ли услуга по реагированию на тревожные сигналы с объекта и т. д.

Кроме охранника, в сумму контракта включены и отчисления за работу оперативно-дежурной службы и других сотрудников охраны.

— Сегодня вся эта структура работает за очень небольшие деньги с учетом, что государственные заказчики задают нездоровый тренд в сторону выбора исполнителя с прицелом на наименьшую цену. К исполнению в итоге привлекают наиболее недобросовестных представителей рынка, — посетовал Сергей Силивончик в беседе с «Известиями».

Руководитель ассоциации структур безопасности «Русь» Роман Насонов добавляет, что для правильного исполнения обязанностей охранника в штате должно быть не менее четырех квалифицированных охранников, но часто складывается ситуация, когда на одно учебное заведение «не могут правильно укомплектовать и одного охранника».

Фото: ТАСС/Михаил Джапаридзе

По словам Романа Насонова, сейчас много конкурсов, на которые охранные предприятия вообще не выходят, потому что предлагаемых денег недостаточно, и у школьных администраций действительно возникает потребность найти средства на охрану любыми способами. Он считает, что в целом по стране сфера безопасности в школах недофинансирована в полтора-два раза.

По словам Сергея Силивончика, в конце 2025 года стало понятно, что многие крупные представители бизнеса вообще начали отказываться от охраны социальных объектов: риски организаций стали «несопоставимы с возможной прибылью».

— При этом в бюджетах подавляющего большинства субъектов нет целевой строки расходов для закупки охранных услуг для объектов социальной инфраструктуры, в том числе — образовательных организаций. Мы уже неоднократно выходили с инициативой о выделении этих средств в субъектах в целевые, для того чтобы обеспечить прозрачность и обоснованность формирования и расходования бюджетов. К сожалению, на сегодняшний день эта инициатива поддержки не нашла, — сказал собеседник «Известий».

«Известия» направили запрос в Минпросвещения РФ.