Киргизия вошла в период политической турбулентности. Президент Садыр Жапаров отправил в отставку своего ближайшего соратника — главу спецслужбы ГКНБ Камчыбека Ташиева, — а также отколол от ведомства погранслужбу и Службу госохраны, на этом фоне должность оставил и спикер парламента страны. «Известия» разбирались в причинах и последствиях этих решений.
Что произошло
Президент Киргизии Садыр Жапаров зачистил всю силовую верхушку страны. 10 февраля он освободил от должности руководителя Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбека Ташиева. Пресс-секретарь главы государства прокомментировал решение намерением не допустить раскола в обществе и между госструктурами, укрепить единство.
Известно, что сам Ташиев в этот момент находился на лечении в Германии. В своем комментарии он заявил, что решение президента стало для него полной неожиданностью. «Мне грустно покидать коллег и подчиненных, каждый из которых заслуживает благодарности. Единственное, что огорчает, — не дали попрощаться с личным составом», — подчеркнул он.
Жапаров также отправил в отставку трех заместителей Ташиева и секретаря Совбеза Рустама Мамасадыкова. Кроме того, проведено стремительное разукрупнение ГКНБ. Из подчинения спецслужбы выведена погранслужба, которая преобразована в самостоятельное ведомство. На базе одного из подразделений ГКНБ создана также отдельная Служба госохраны, которая будет подчинена непосредственно президенту.
Наконец, 12 февраля о сложении полномочий объявил спикер парламента страны Нурланбек Тургунбек уулу, который считался ставленником Камчыбека Ташиева. В своем заявлении он отметил, что решение принял добровольно, никто на него давления не оказывал. «Я не служу одному или двум лицам, я служу только государству и народу», — отметил он.
Какие будут последствия
Жапаров и Ташиев пришли к власти в Киргизии осенью 2020 года. Тогда в стране произошла очередная революция, в результате которой своего поста лишился глава государства Сооронбай Жээнбеков. В результате тех событий Жапаров стал президентом, а Ташиев взял под контроль силовиков, возглавив ГКНБ. Важно было также, что первый представлял север страны, а второй — юг, благодаря этому тандем мог балансировать между различными кланами.
На публике оба руководителя подчеркивали, что их связывают не только деловые отношения, но и тесная личная дружба. За кулисами, однако, накапливалось всё больше противоречий. Дело в том, что Ташиев полюбил личный пиар и нередко выходил далеко за рамки своих полномочий. Например, мог раскритиковать членов правительства, высказаться по экономическим вопросам или отчитаться о ремонте того или иного социального объекта.
Он также был заметен на общенациональном уровне. Так, в 2023 году в стране под его руководством была проведена масштабная антикриминальная кампания — главный вор в законе Камчи Кольбаев был застрелен при задержании, многих других авторитетов отправили за решетку или выдавили из страны. Кроме того, Ташиев возглавлял киргизскую делегацию на переговорах по решению приграничных споров с Таджикистаном.
На этом фоне в стране заговорили, что в какой-то момент глава ГКНБ может пересесть в кресло президента. Непосредственным спусковым крючком для нынешней зачистки стало так называемое письмо 75 — обращение на имя Садыра Жапарова с просьбой провести досрочные президентские выборы. Авторы этого послания подчеркнули, что действующий глава государства избирался еще по старой конституции, поэтому ему надо обновить полномочия.
Характерно, что после обнародования этого письма троих подписантов задержали, остальные 72 были допрошены. Главный вопрос сейчас — чего ждать дальше. Пока кажется, что Садыр Жапаров действует вполне уверенно, сможет перетасовать руководство силовых структур и взять в свои руки всю полноту власти. В этом смысле важно, что и Ташиев никакого публичного неудовольствия не выражает.
В долгосрочной перспективе, однако, ситуация выглядит взрывоопасной. Чистки в ГКНБ, МВД и армии могут вызвать недовольство среди офицеров, верных Ташиеву. Кроме того, без своей правой руки Жапарову будет труднее контролировать южные регионы страны. Наконец, оставляет желать лучшего социально-экономическая ситуация в стране. Всё это в какой-то момент может привести к дестабилизации обстановки.
Надо при этом добавить, что в Киргизии богатый опыт различных революций и беспорядков. За годы независимости в стране власть трижды менялась «через улицу». Только один президент — Алмазбек Атамбаев — добровольно и в срок оставил свой пост после истечения полномочий, хотя и он позже отправился за решетку. В таких условиях перед Садыром Жапаровым стоит нетривиальная задача изменить сложившуюся традицию.
Дополнительный вопрос — что всё это значит для России. Большинство действующих киргизских политиков выступают за тесные отношения с Москвой, о каком-либо разрыве ни один из них не говорит. В этом смысле замена того или иного руководителя вряд ли что-то изменит. Наиболее опасный вариант — масштабная и долгосрочная дестабилизация, при таком сценарии остаться в стороне будет сложно, потому что Киргизия хоть и не граничит с Россией, но входит в ЕАЭС и ОДКБ.
Что говорят эксперты
Киргизский политолог, директор центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков подчеркивает, что речь в ходе нынешнего конфликта шла фактически о досрочной отставке президента.
— Группа из 75 человек, в которую вошли бывшие чиновники и известные общественные деятели, предложила Садыру Жапарову провести досрочные выборы, то есть фактически потребовала от него сложить полномочия. Глава государства это, очевидно, воспринял в штыки, сейчас часть авторов обращения оказались под следствием, — объясняет он.
Эксперт добавляет, что политический тандем, существовавший на протяжении пяти лет, прекратил свое существование.
— В ближайшее время всё-таки должна быть определена дата новых выборов, президент уже отправил соответствующий запрос в Конституционный суд. Очевидно, что Садыр Жапаров будет выдвигать свою кандидатуру. Под вопросом участие Камчыбека Ташиева. Раньше он обещал не участвовать в электоральных процедурах, но тогда он был на госслужбе, а теперь стал свободным человеком. В любом случае, новые выборы будут непростыми, — говорит он.
Шестаков подчеркивает, что нынешние кадровые перестановки могут укрепить в стране позиции пророссийских сил.
— Можно судить хотя бы по должности спикера парламента. Предыдущий председатель Нурланбек Тургунбек уулу поддерживал законы по сокращению роли русского языка, вымарыванию советских названий в топонимике. Новый спикер Марлен Маматалиев входит в обойму президента, принимал участие во множестве мероприятий, организовывавшихся российским посольством, теснее связан с Россией, — рассуждает он.
Политолог, эксперт по странам Центральной Азии Рустам Бурнашев говорит, что в Киргизии происходит укрепление вертикали власти.
— В последние годы страной управлял своеобразный дуумвират, теперь власть консолидируется в руках Садыра Жапарова. Мне кажется, что у него есть хорошие шансы на успех. Видимо, он согласовал свои действия с МВД и армией, ГКНБ тоже не делает попыток что-то изменить. Плюс сам Ташиев в эти дни находится на лечении за пределами страны, поэтому возможностей повлиять на что-либо у него немного. Конечно, в Киргизии богатые традиции уличных протестов, но пока всё выглядит довольно буднично, — отмечает он.