Брюссель стремится к стратегической автономии от США, заявили «Известиям» в Европарламенте. В кулуарах ЕС всерьез заговорили о том, что еще вчера казалось немыслимым — о создании собственного ядерного арсенала. Однако эксперты предупреждают: подобные амбиции Европы потребуют колоссальных затрат и могут окончательно похоронить диалог о разоружении. Тем не менее пока Вашингтон открыто сравнивает союзников с детьми, Европа в спешном порядке пересматривает свои военные доктрины, превращаясь из потребителя безопасности в ее производителя.
Итоги встречи министров обороны ЕС
На фоне переговорного процесса в Эмиратах между РФ, США и Украиной в Брюсселе пытаются выработать новую стратегию. Прежние попытки убедить администрацию Дональда Трампа отказаться от диалога с РФ и продолжить вооружать Украину провалились. Теперь Европа вынуждена взять на себя основные обязательства по поддержке Киева. Европарламент 11 февраля одобрил кредит Украине на €90 млрд. Британия, которая не входит в ЕС, приобретет американское вооружение для ВСУ на $205 млн, к закупкам собираются привлечь и Австралию, пишет немецкая пресса.
Поддержка Киева также будет главной темой встречи министров обороны стран НАТО 12 февраля. Однако ее пропустит американский министр Пит Хегсет, пишет Politico. Этот знак явно указывает на охлаждение отношений между двумя сторонами Атлантики. Более того, Штаты передадут управление двумя командными центрами НАТО европейцам. Ранее постпред США при НАТО Мэттью Уитакер сравнил европейских союзников Соединенных Штатов по альянсу с детьми, которые не должны больше зависеть от «родителя».
На этом фоне на заседании в Брюсселе 11 февраля министры обороны стран ЕС обсуждали укрепление стратегической автономии Европы. Помимо торговых войн и противоречий из-за диалога с Россией, отношения между США и ЕС резко ухудшились после притязаний Дональда Трампа на Гренландию. И хотя Вашингтон обсуждает с европейскими союзниками условия соглашения о законном увеличении американских сил на острове, в Брюсселе теперь понимают: на США рассчитывать больше нельзя.
Стремление ЕС к автономии от Соединенных Штатов — долгосрочная тенденция, достижение которой займет порядка 25–50 лет. Евросоюз строился в условиях стратегической зависимости от США и НАТО, поэтому потребуется много усилий для формирования военных структур, сказала «Известиям» кандидат политических наук, главный аналитик АНО «Колаборатория» Дарья Моисеева.
— Длительность обретения этой стратегической автономии также будет зависеть от того, какой политический курс возьмут США. Либо стратегия Трампа закончится с его президентством и поменяется, либо будущие президенты будут продолжать этот курс. И тогда ЕС придется ускорять свою стратегическую автономию, — отметила эксперт.
Уже сейчас европейские программы перевооружения, например, «Готовность-2030», предусматривают, что 55% оборудования должно закупаться внутри ЕС. Создается совместная британо-германская ракета средней дальности, а также новые средства вооружений: дроны, истребители нового поколения. Даже в поставках на Украину, как пишут западные СМИ, руководство ЕС призывает отдавать предпочтение европейским вооружениям, а не американским.
Появится ли у ЕС ядерное оружие
Глава евродипломатии Кая Каллас предложила обсудить приобретение собственных средств ядерного сдерживания. Сейчас американское атомное оружие находится в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах, а также в Великобритании и Турции.
В ЕС обсуждают разные способы развития собственного ядерного потенциала. Один из вариантов — использование арсенала Франции, подчеркнул евродепутат от Чехии Томаш Здеховски.
— Вопрос о том, как можно укрепить европейскую безопасность и сдерживание, иногда поднимается в ходе широких политических дискуссий в Европе. Ядерный потенциал Франции может упоминаться в этом контексте, но официальной политики ЕС или решения о распространении «французского ядерного зонтика» на весь Европейский союз не существует. Любой такой шаг потребовал бы принятия решений на национальном уровне и широкого политического консенсуса, — рассказал политик.
Есть и иная точка зрения: ЕС должен создать собственный ядерный арсенал, поскольку французский всё равно останется под контролем Парижа.
— И даже если президент [Эммануэль] Макрон заговорит о передаче его в «европейское пользование», я не думаю, что это произойдет. Особенно учитывая, что в 2027 году Макрон покидает свой пост. Я считаю, что мы должны создать независимую европейскую систему ядерного сдерживания против будущих угроз, — сказал «Известиям» евродепутат, генерал финской армии Пекка Товери.
Самым простым способом для ЕС обрести свой ядерный арсенал остается использование уже имеющихся — французского и британского. Власти Швеции в начале февраля заявили, что ведут переговоры с Парижем и Лондоном о ядерных гарантиях. Правительство Германии также поддерживает диалог по этому вопросу с Францией, сообщили «Известиям» в посольстве ФРГ в Москве.
— Париж был бы совсем не против получения каких-то условных «взносов» со стороны других членов ЕС для укрепления уже своего ядерного арсенала как гарантии соблюдения европейского измерения французских национальных интересов, — отметил «Известиям» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.
По его словам, возможно передовое базирование французской тактической авиации с ракетами в ядерном оснащении на территории других стран ЕС, но это останется в первую очередь элементом французского ядерной «диады». Нельзя исключать и появления новых средств доставки такого оружия, например, возвращения баллистических ракет средней дальности в ядерном оснащении на французскую службу, однако и они скорее всего останутся под исключительным контролем Парижа.
Кроме того, французский и британский арсеналы носят достаточно специфический характер со значительным акцентом на морскую составляющую. Действующая военная инфраструктура Европы просто не готова к присутствию ядерных сил Британии и Франции.
Европа обладает научными и промышленными заделами для создания собственного арсенала, но это потребует колоссальных затрат и времени. Все страны ЕС, включая Германию, — участники ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия). Развитие собственной ядерной программы станет прямым нарушением договора и вызовет жесткую международную реакцию. Создание ядерной бомбы ЕС требует единой системы командования, но в объединении нет структур, которым все 27 стран доверили бы право управления.
На фоне истечения действия ДСНВ мир оказался без обязующих документов в сфере контроля над ядерными вооружениями. Тем не менее, Москва и Вашингтон ведут переговоры об изменениях в этом соглашении, заявил вице-президент США Джей Ди Вэнс. Наращивание ядерных возможностей ЕС, вероятно, осложнит переговорный процесс. Россия уже подчеркнула, что к диалогу по новому соглашению должны присоединиться Великобритания и Франция. Кроме того, Москва укрепляет свой потенциал: стратегические ядерные силы России обновлены на 95%, их морская составляющая — почти на 100%.