России необходимо вдвое ускорить темпы роботизации промышленности, чтобы выполнить майский указ президента и к 2030 году войти в топ-25 стран-лидеров по этому показателю, подсчитали в Институте исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. В ноябре правительство утвердило план структурных изменений экономики, предусматривающий рост плотности роботизации до 145 промышленных единиц на 10 тыс. человек. Однако, по оценке экспертов, этого уровня недостаточно: с учетом глобальных темпов развития индустрии показатель должен составлять не менее 285 роботов. О том, какие меры могут изменить ситуацию, — в материале «Известий».
Почему нынешних темпов роботизации недостаточно
РФ необходимо вдвое нарастить темпы роботизации промышленности. Это следует из письма главного экономиста ВЭБ.РФ Андрея Клепача в Минэкономразвития. В ноябре правительство утвердило план структурных изменений российской экономики до 2030 года, в котором заданы целевые показатели развития ключевых отраслей. В документе, в частности, указан ожидаемый рост плотности роботизации — до 145 единиц техники на 10 тыс. рабочих мест.
Однако этого темпа может оказаться недостаточно для выполнения майского указа президента: еще в 2024 году Владимир Путин поставил задачу вхождения РФ в число 25 ведущих стран по плотности роботизации.
Согласно оценкам Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ, с учетом глобальных темпов развития индустрии для достижения этой цели уровень плотности должен быть почти вдвое выше официально заявленных ориентиров — порядка 285 единиц. Для сравнения, уже в 2023 году средний показатель в мире составлял 162 робота и увеличивался примерно на 10% в год.
В результате без ускорения темпов внедрения промышленных роботов Россия рискует не войти в топ-25 стран по этому показателю, следует из материалов института.
Как сообщал в мае 2025 года глава Минпромторга Антон Алиханов, по итогам 2024-го уровень роботизации в РФ достиг 29 единиц на 10 тыс. человек. Для сравнения, одни из самых высоких показателей традиционно фиксируются в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: в Южной Корее плотность превышает 1,1 тыс. единиц на 10 тыс. человек, отмечал министр.
Как говорили «Известиям» эксперты, для России роботизация стала особенно актуальной в условиях внешнего экономического давления и нехватки кадров в ряде отраслей. В этой ситуации государству необходимо искать инструменты повышения эффективности производства.
По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, перспективы выхода РФ в топ-25 стран по плотности роботизации к 2030 году в настоящий момент выглядят сдержанно. Формальные ориентиры заданы, однако разрыв с мировыми лидерами остается слишком значительным — даже при выполнении нынешних планов РФ будет заметно уступать странам Восточной Азии и Европы, отметил он.
— С оценкой недостаточности уровня 145 единиц на 10 тыс. человек в целом можно согласиться. Такой показатель означает скорее медленное догоняющее развитие, но не качественный рывок. При этих темпах роботизация сможет компенсировать лишь часть кадрового дефицита, но не обеспечит роста производительности, сопоставимого с мировыми лидерами. Фактически речь идет о сценарии сохранения отставания, а не о выходе в число ведущих стран, — подчеркнул Владимир Чернов.
«Известия» направили запросы в ВЭБ.РФ, Минпромторг и Минэкономразвития.
— В целом за 2023–2024 годы плотность роботизации в России увеличилась с 19 до 29 промышленных единиц — это 41-е место в мире. Но важно отметить, что ряд отраслей, к примеру сектор машиностроения, уже перевыполнил целевой показатель национального проекта. Соответственно, в 2026 году ожидаем увеличения показателей количества внедренных промышленных роботов и уровня плотности роботизации, — сказали «Известиям» в Минпромторге.
В РФ осуществляется системная поддержка производства таких комплексов, и в ряде отраслей это дало наглядные результаты, согласен экономист Андрей Лобода. Как отметили в Минпромторге, наиболее динамично робототехника внедряется на отечественных предприятиях машиностроения и металлообработки, автомобилестроения, химической и фармацевтической промышленности, пищевой промышленности и логистики (где востребованы комплексы для перемещения, сортировки и комплектования заказов).
По данным ведомства, сегодня в автомобилестроении внедрены 4348 роботов, в химической промышленности — 3069, в металлургии — 3068, в пищевой промышленности — 2679.
— Существенные перспективы открываются в авиастроении и автомобилестроении, где крупные металлообрабатывающие цеха обладают значительными резервами внедрения современных технологий, — рассказали в «Ростехе».
В госкорпорации добавили, что высокого уровня роботизации достигли некоторые производства в составе ОДК или КамАЗа, где соотношение технических единиц и людей может достигать один к шести. Во многих сегментах отечественной промышленности ключевым драйвером внедрения роботов остаются процессы сварки: последние 10 лет около 80% всех роботизированных операций приходилось именно на сварочные участки, добавили в госкорпорации.
Какие меры помогут России выйти в лидеры
Несмотря на определенные результаты развития отрасли, существующих программ поддержки робототехники недостаточно для выхода на мировые лидирующие позиции, отметил зампред комитета по экономической политике Госдумы Станислав Наумов.
В рамках нацпроекта «Средства производства и автоматизации» для бизнеса выдаются гранты Фонда содействия инновациям для малых предприятий, также существуют субсидии заказчикам на проведение НИОКР и компенсации производителям промышленных роботов скидок, предоставленных покупателям, отметил парламентарий. Для потребителей действует промышленный кешбэк, позволяющий получить компенсацию в размере до 20% от затрат на внедрение и оснастку оборудования.
— Нужны специализированные инструменты, снижающие риски бизнеса, компенсирующие длительные сроки окупаемости роботизационных проектов, а также адресная поддержка спроса и предложения — госзаказ на такие решения для госкорпораций и компаний с госучастием может создать гарантированный рынок для отечественных интеграторов и производителей, позволив им нарастить объемы и снизить издержки, — отметил Станислав Наумов.
Кроме того, крайне актуальна работа по стандартизации и созданию открытых платформ, чтобы решения разных производителей могли взаимодействовать, добавил депутат.
Как писали «Известия», в декабре 2025 года заместитель руководителя Администрации президента РФ Максим Орешкин поручил профильным ведомствам оценить возможность усиления роботизации в ключевых отраслях, а также ввести льготы, аналогичные IT-сектору.
Роботизация — это не только покупка «железа», но и создание комплексных решений, где стоимость самих технических единиц составляет лишь около половины от общих затрат, отметил член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев. Срок окупаемости таких проектов в мировой практике — три-пять лет, что в условиях высокой ключевой ставки отпугивает бизнес, отметил он.
— Значительная часть российского промышленного производства — это уникальные изделия или малые серии (например, в станко- и авиастроении). Перенастройка роботизированных комплексов под новую задачу — сложный и дорогой процесс. Кроме того, кадры — до сих пор ключевая проблема на всех этапах, от проектирования и производства роботов до их интеграции в производство и последующего обслуживания, — добавил эксперт.
По его словам, до 70% необходимых квалификаций в отрасли пока не закрыты. В силу этих факторов отечественные решения зачастую в два раза дороже импортных аналогов из-за малых серий, высоких затрат на кадры и отсутствия эффекта масштаба.
Ключевой вопрос сейчас заключается в том, чтобы сделать роботизацию выгодной для предприятий, отметил Владимир Чернов. Это предполагает субсидирование процентных ставок и лизинга техники, ускоренную амортизацию, налоговые вычеты на инвестиции в автоматизацию и гарантированный спрос через крупные госзаказы.
Отдельное направление — это поддержка отечественных производителей компонентов и программного обеспечения, чтобы снизить валютные и санкционные риски, добавил эксперт. Без комплексной политики, где роботизация станет элементом промышленной и кадровой стратегии, а не формальным KPI, выйти на темпы, вдвое выше нынешних, будет сложно, заключил специалист.