Ядерное приглашение: РФ требует от Лондона и Парижа подключиться к разоружению

Москва требует от Лондона и Парижа подключиться к разоружению
Владислав Петров, Анастасия Костина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Новый договор о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ) должен включать в себя весь потенциал НАТО, в том числе мощности Франции и Великобритании, а не только США. Парижу и Лондону стоит присоединиться к переговорам по ядерному разоружению, причем не в неопределенном будущем, а как дело пойдет к выработке новой договоренности, заявил «Известиям» постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов. Впрочем, западные страны пока не идут на диалог, хотя до истечения ДСНВ осталось меньше двух недель. При этом эксперты уверены, Соединенные Штаты лишь ухудшат свое стратегическое положение, отказавшись от действующих рамок.

Договор на смену ДСНВ

Срок ДСНВ истечет 5 февраля. Никакого диалога между РФ и США по его продлению пока не ведется.

— Хотя, напомню, Россия предлагала продлить, по меньшей мере на год, ключевые количественные параметры ДСНВ. Ответа нет, — завил «Известиям» постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов.

В сентябре 2025-го Владимир Путин заявил, что Москва готова добровольно соблюдать лимиты ДСНВ после истечения срока договора. Но только, если аналогичным образом поступят США. Дональд Трамп назвал это хорошей идеей, но дальше положительной оценки российской инициативы дело не продвинулось. Поэтому есть большой риск того, что договор, подписанный в 2010-м Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой, прекратит свое существование. Особенно это кажется реалистичным, если учитывать другое заявление Трампа. «Истечет, так истечет. Мы просто заключим соглашение получше», — прокомментировал 8 января глава Белого дома подходящий к концу ДСНВ.

Впрочем, с заключением нового договора не все так просто. Россия настаивает, чтобы потенциальное соглашение учитывало не только возможности США, но и других ядерных держав НАТО. По словам Ульянова, на протяжении предыдущих лет и десятилетий ядерное разоружение осуществлялось исключительно в двустороннем формате между Москвой и Вашингтоном. Это было понятно, поскольку ядерные потенциалы РФ и США многократно превышали арсеналы других ядерных держав. Но сейчас ситуация изменилась, подчеркнул дипломат.

По ДСНВ у России и США должно быть не более 1550 ядерных боезарядов. В то же время у Франции их около 300, а у Великобритании — более 200. С точки зрения российской безопасности, образуется существенный дисбаланс. Совокупный потенциал США, Великобритании и Франции, которые считаются военными союзниками по блоку НАТО, превышает 2 тыс. боезарядов, тогда как у России их почти в полтора раза меньше.

— Поэтому мы ставим вопрос о том, чтобы Париж и Лондон включались в переговоры по ядерному разоружению, причем не в неопределенном будущем, а как только дело пойдет к выработке новой договоренности, — сказал «Известиям» Михаил Ульянов.

Посол Франции в РФ Николя де Ривьер ранее сообщил, что Париж готов рассмотреть участие в переговорах. Однако есть одно условие: Россия и США должны сократить свои ядерные арсеналы до уровней, эквивалентных французскому.

— Заявление Франции о готовности рассмотреть участие в переговорах при условии, что Россия и США уменьшат свои арсеналы, на самом деле является завуалированной формой категорического отказа. Участие европейских стран в переговорах по ядерному разоружению ни в Вене, ни где-либо еще не обсуждается, — пояснил Ульянов.

Риск гонки вооружений

В нынешней ситуации создание нового многостороннего соглашения вряд ли возможно. Для РФ важно подключение европейских союзников, а Штаты настаивали раньше на присоединении к диалогу Китая. Пекин не видит смысла связывать себя соглашением, поскольку его потенциал в разы меньше российского и американского. И, в отличие от западных стран, входящих в НАТО, Москва и Пекин не образуют военный блок.

В новой Стратегии национальной обороны США говорится, что Вашингтон намерен провести масштабную модернизацию своих ядерных сил для обеспечения эффективного сдерживания и управления эскалацией в условиях меняющейся глобальной обстановки. При этом там отмечается, что РФ «обладает крупнейшим в мире ядерным арсеналом, который она продолжает модернизировать и диверсифицировать». Россия названа «постоянной, но управляемой угрозой для восточных членов НАТО».

Отсутствие соглашения повышает риски на международной арене. Государства продолжат развивать свои ядерные силы, исходя из ожиданий, что их противники будут усиливаться. Программы развития стратегических сил реализуются десятилетиями. Если ДСНВ не продлят, а новый договор не появится, начнется долгосрочная, неограниченная многосторонняя гонка вооружений, считает научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.

Если США расконсервируют бомбардировщики и пусковые установки на подводных лодках, нарастят число наземных межконтинентальных баллистических ракет, то Россия в ответ сделает то же самое. Мир может вернуться к новой гонке вооружений, напоминающей период холодной войны.

— Соединенные Штаты Америки будут развертывать свои стратегические ядерные силы и обновлять их, поскольку американцы сейчас стоят на пороге масштабного перевооружения ядерных сил, без оглядки на ограничения по количеству, — рассказал «Известиям» главный редактор журнала «Национальная оборона», военный аналитик Игорь Коротченко.

По словам специалиста, главная цель США — сломать ядерный паритет с Россией, особенно — с опорой на систему будущей стратегической противоракетной обороны «Золотой купол».

Справка «Известий»

«Золотой купол» — разрабатываемая в США система противоракетной обороны. Предназначена для защиты материковой части США от баллистических, гиперзвуковых и крылатых ракет. Основные элементы системы намерены разместить в космическом пространстве, на суше и в море. По словам Дональда Трампа, проект введут в действие в январе 2029 года.

США ухудшат свое стратегическое положение, отказавшись от ДСНВ, уверен Коротченко. У него есть сомнения в реализации «Золотого купола» из-за технических сложностей и высоких затрат. По мнению эксперта, с учетом сегодняшнего технического прогресса система не реализуема в ближайшие 25 лет. Между тем ядерная триада России в значительной степени перевооружена: доля современного оружия в Ракетных войсках стратегического назначения составляет 90%. А Соединенным Штатам только предстоит масштабная модернизация.