Реакция протеста: ЕС пытается разработать единый ответ на угрозы США из-за Гренландии

Европа пытается разработать единый ответ на угрозы США из-за Гренландии
Даниил Сечкин
Фото: REUTERS/Marko Djurica

Европа готовит ответные меры против США на фоне давления Вашингтона из-за Гренландии. 19 января генсек НАТО Марк Рютте встретился в Брюсселе с министром обороны Дании и главой МИД Гренландии, чтобы обсудить меры безопасности в Арктике и Северной Атлантике. Американский лидер Дональд Трамп при этом вновь заявил, что не согласится «ни на что меньшее, чем владение Гренландией», а Белый дом пригрозил «тарифной лестницей» для ряда европейских стран. Впрочем, ответ ЕС вряд ли станет чувствительным для Штатов, считают в экспертном сообществе. Внутри Европы наметился раскол, и каждая из стран будет самостоятельно выходить из этой ситуации. При этом в случае присоединения Гренландии Трамп получил бы «историческое» территориальное приобретение. О возможностях Брюсселя в противостоянии с Вашингтоном — в материале «Известий».

Европа готовит ответ

Раскол в НАТО усиливается. 19 января генсек альянса Марк Рютте принял в штаб-квартире альянса в Брюсселе министра обороны Дании и министра по иностранным делам Гренландии. Формально стороны обсудили безопасность и оборону в Арктике и Северной Атлантике, фактически — нарастающие опасения из-за притязаний США на остров.

На фоне роста обеспокоенности в альянсе СМИ сообщают об усиливающихся мерах безопасности. Датская разведка рекомендовала некоторым управлениям и полицейским округам не использовать наушники с Bluetooth и AirPods на службе из-за риска прослушки. До этого сообщалось, что год назад неназванный американский военный в конфиденциальном порядке обращался к Арктическому командованию Дании в Гренландии с запросами о военных объектах, портах и авиабазах на острове.

Фото: Global Look Press/Rolf Vennenbernd

В ответ на появление этой информации посольство США заявило, что контакты по вопросам безопасности в Арктике не должны никого удивлять. Тем более что эта тема вынесена на двусторонний уровень. Дональд Трамп продолжает повторять, что датская автономия напрямую связана с безопасностью США, и подчеркивает: Дании, мол, всё еще «угрожает» Россия. Он пояснил, что не готов согласиться «ни на что меньшее, чем владение Гренландией».

В Кремле, в свою очередь, не комментируют утверждения по поводу «интересов России в Гренландии». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков при этом согласился, что Дональд Трамп войдет в мировую историю, если решит вопрос с присоединением Гренландии. В экспертном сообществе отмечают: Трамп смог бы войти не просто в историю США — его портрет будет выбит на горе Рашмор вместе с другими президентами, и проект этого памятника у него в кабинете уже есть.

— Это будет самое крупное территориальное приобретение для США. Крупнее чем любые другие до этого. Это территория Франции, Германии, Италии и Британии вместе взятых, — заявил в разговоре с «Известиями» военный эксперт Андрей Клинцевич.

Фото: REUTERS/Marko Djurica

Кроме того, если Вашингтон добьется контроля над Гренландией, США станут второй по размеру территорий страной в мире, обогнав Канаду. В то же время именно Канада может последовать за Гренландией, уверен Клинцевич. В конечном итоге речь будет идти о создании супергосударства, которое будет самым крупным территориально, экономически и демографически.

Давление, впрочем, носит не только политический характер. Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, Вашингтон пригрозил пошлинами странам, которые активно выступают против планов США. Белый дом с 1 февраля намерен ввести «тарифную лестницу» — дополнительные 10% на товары из Дании, Норвегии, Швеции, Франции, Германии, Нидерландов, Финляндии и Великобритании с повышением до 25% с 1 июня. Заявление США последовало за решением этих стран отправить в Гренландию небольшой воинский контингент. Трамп подтвердил, что «на 100% полон решимости» ввести пошлины против стран Европы, если сделка по Гренландии не будет достигнута.

Как европейцы могут отреагировать

В Брюсселе уже готовят контртарифный сценарий: один из вариантов — введение пошлин на сумму €93 млрд, которые могут автоматически вступить в силу 6 февраля после шестимесячного перерыва. Однако такие меры способны болезненно ударить и по самим европейцам. По данным Eurostat, в 2025 году у ЕС был профицит в торговле товарами с США, а долю американской продукции в общем объеме товарооборота Евросоюза нельзя назвать доминирующей — то есть тарифная эскалация не гарантирует ЕС преимущества.

Фото: Global Look Press/Hendrik Schmidt

Евродепутат Тьерри Мариани считает, что ответные пошлины Евросоюза могут сильно ударить по Трампу особенно в преддверии промежуточных выборов в США, однако они навредят и самому объединению. По его мнению, макроэкономический эффект будет ограничен по времени, тогда как «долгосрочные риски придутся на европейскую промышленность, сельское хозяйство и потребителей, которые и так зажаты инфляцией и идеологическими решениями Брюсселя».

— Кто всерьез верит, что Евросоюз пойдет до конца против Вашингтона? Конечно, не те, кто годами методично «пристегивал» Европу к США: энергетическая зависимость от американского газа, стратегическое подчинение НАТО, принятие доллара и экстерриториальных санкций, — отметил французский политик в разговоре с «Известиями».

Отдельно в Европе обсуждают инструмент, который пока ни разу не применялся, — «противодействие принуждению» (Anti-Coercion Instrument, ACI). Его предлагают задействовать, в частности, французы. Он позволяет ограничивать доступ к государственным тендерам, инвестициям или банковской деятельности, а также ограничивать торговлю услугами, где у США есть преимущество, включая цифровые сервисы.

Фото: Global Look Press/Adrian Wyld

В то же время запуск ACI может быстро привести к эскалации торгово-экономического конфликта. Речь шла бы уже не только о тарифах на товары, но и об ограничениях по услугам, госзакупкам и инвестициям. Это повышает риск зеркального ответа США и появления цепочки взаимных мер, а также усиливает споры внутри Евросоюза. Поэтому ACI задуман как «последнее средство», к которому прибегают после попыток переговоров.

Впрочем, в США предупреждают страны Европы: возможный ответ на пошлины Трампа из-за Гренландии был бы «неразумным шагом». Об этом, в частности, заявил глава минфина Скотт Бессент на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Однако даже при общей солидарности с Данией внутри Европы нет единого ответа на экономическое давление США. Страны отвергают притязания Трампа на Гренландию, но они расходятся в части ответа.

Фото: REUTERS/Tom Little

Жестче всего в отношении США высказываются государства Северной Европы. Премьер Швеции Ульф Кристерссон на фоне тарифных угроз назвал действия американцев шантажом, а премьер Норвегии Йонас Гар Стере подчеркнул, что «угрозам не место среди союзников».

При этом другие члены уже пытаются смягчить риторику. Например, премьер Италии Джорджа Мелони на фоне кризиса провела разговор с Трампом и назвала тарифную угрозу ошибкой. Так же поступил и премьер Великобритании Кир Стармер.

Германия, судя по всему, также решила не идти на конфронтацию с США и вывела своих военных с острова. Однако на уровне риторики Берлин остался на прежнем уровне — немецкий министр финансов Ларс Клингбайль заявил, что Трамп перешел границы допустимого, угрожая аннексировать Гренландию у Дании.

Фото: TASS/Zuma\TASS

Разногласия между странами Евросоюза проявляются вполне отчетливо, подчеркнул Тьерри Мариани. Некоторые не готовы рисковать конфронтацией с США из-за Гренландии.

— Гренландия — не просто территория. Это тест. И этот тест показывает одно: Европа зависима, разобщена и не способна выбрать между политическим выживанием и стратегическим подчинением, — заявил политик.

Каждая страна будет принимать персональные решения по тому, как взаимодействовать с американцами, считает Андрей Клинцевич. У ЕС еще есть определенный запас прочности, но он не продлится долго. По его словам, Трамп очень легко может «закрутить» тему тарифов — сегодня 10%, потом 25%, но для государств ЕС это будет неподъемная сумма. Каждая страна начнет отдельно выходить из этой гонки, заключил военный эксперт.