Отпускные цели: драйверами туризма в России стали курорты и малые города

Драйверами туризма в России стали курорты и малые города
Валерия Мишина , Яна Штурма
Фото: РИА Новости/Павел Львов

В 2025 году быстрее всего рос интерес туристов к малым городам и курортам, отметили агрегаторы туров. Например, спрос на путешествия в село Териберка в Мурманской области вырос на 86%, в Углич — на 50%, в Истру — на 45%. Значительный прирост бронирований зафиксирован на курортах Краснодарского края. Также активно развивались направления, ориентированные на горнолыжный спорт и отдых на природе. О том, как переформатировался внутренний туризм, — в материале «Известий».

Какие города стали популярны у туристов

Наибольший прирост бронирований в 2025 году зафиксирован в небольших туристических локациях, сообщили «Известиям» в турагрегаторах. Лидером по темпам роста стало село Териберка в Мурманской области, где спрос вырос на 86% год к году, отметили аналитики платформы Bronevik.com.

«Это связано с устойчивым интересом к «северному» туризму, а также с ростом узнаваемости Териберки как туристического бренда», — указали там.

Фото: РИА Новости/Павел Львов

Существенную динамику продемонстрировали малые города. Так, в Угличе (Ярославская область) рост бронирований составил 50%, а в Истре (Московская область) — 45%.

«Такие направления выигрывают за счет близости к крупным агломерациям и популярности коротких поездок на один-два дня», — отметили эксперты.

В пресс-службе технологической платформы «Авито Путешествия» подтвердили, что в 2025 году у путешественников возрос интерес к посещению малых городов. Например, летом динамика бронирований частного жилья в Суздале (Владимирская область) показала рост на 46% год к году 2024 года, в Мышкине (Ярославская) — 76%, Старой Руссе (Новгородская) — 56%, Торопце (Тверская) — 36%.

«В Угличе россияне арендовали на 54% больше квартир и в 2,3 раза больше загородных домов, чем в 2024 году, — отметили аналитики платформы. — В Истре интерес к аренде квартир вырос на 58% год к году, к загородным объектам — на 74%».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Подтвердила рост посещаемости малых городов и руководитель сервиса бронирования путешествий по России и миру «Турслет», который входит в «Слетать.ру» Мария Журавлева. По ее словам, в Суздале рост бронирований составил порядка 67%.

Значительный прирост бронирований зафиксирован на курортах Краснодарского края, добавили в Bronevik.com. Например, в Джугбе он составил 60%, Геленджике — 43%, а Красной Поляне — 27%. Также активно росли направления, ориентированные на горнолыжный спорт и отдых на природе.

«Архыз (Карачаево-Черкесия) прибавил 46%, Терскол (Кабардино-Балкария) — 27% и Домбай (Карачаево-Черкесия) — 22%, куда туристы все чаще приезжают не только в сезон катания, но и в межсезонье», — рассказали аналитики.

Горнолыжный курорт Домбай
Фото: РИА Новости/Егор Комаров

В «Авито Путешествиях» добавили, что в Геленджике в 2025 году квартиры снимали чаще на 20%, а загородные дома — на 93%, чем годом ранее. В Джубге спрос на аренду посуточного жилья вырос на 31% год к году, при этом на загородное — в 2,1 раза. Среди горнолыжных направлений в 2025 году в Архызе спрос на аренду посуточных квартир вырос на 30% относительно предыдущего года, на загородные дома — на 61%. В Губахе (Пермский край) пользователи забронировали на 61% больше апартаментов и на 102% больше коттеджей.

«Также в 2025 году был популярен пляжный отдых. Среди небольших курортных городов спрос вырос в Кабардинке, Туапсе, Дивноморском», — отметили эксперты платформы.

Почему россияне выбирают малые города

В малых городах нет шума, пробок, суеты, напомнила зам генерального директора по коммуникационным проектам АНО «Национальные приоритеты» Ирина Осадчая.

— Туристов вместо небоскребов встречают кружевные фасады деревянных домов, вместо гула автомагистралей — шелест листвы, — сказала она «Известиям». — Здесь путешественники ищут уединение и умиротворение, подлинную и многогранную Россию.

Вид на Нагорную часть и кремль Нижнего Новгорода
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Ответом на растущий тренд, по ее словам, стало расширение Золотого кольца. Вместо привычного «круга» из девяти городов в 2026 году оно объединит еще 49 точек притяжения. Впервые в него войдут города и села Нижегородской и Тверской областей.

— Каждый путешественник может самостоятельно спланировать свою идеальную поездку, комбинируя несколько точек, — отметила Ирина Осадчая. — Например, визит в Сергиев Посад совместить с посещением села Абрамцево и деревни Мураново, история которых связана с художниками и литераторами. После осмотра Нижнего Новгорода заглянуть в Богородск, где процветали кожевенный и гончарный промыслы.

Развитие этих мест под эгидой единого бренда «Золотое кольцо» означает понятную навигацию, подготовленную инфраструктуру и гарантированный уровень сервиса, подчеркнула эксперт.

Главный усадебный дом (конец XVIII века, перестроен в XIX веке) в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» в Сергиево-Посадском районе Московской области
Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

Малые города стали драйверами преобразований в благоустройстве и создании арт-пространств. В Московском художественно-промышленном институте (МХПИ) провели анализ данных Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды за период с 2019 по 2025 год.

Исследование фиксирует изменение роли малых городов в культурном развитии страны. Они стали новыми центрами формирования городской идентичности, где паблик-арт и благоустройство становятся инструментами развития локальных сообществ. Трансформация городской среды перестала быть прерогативой мегаполисов.

Развитие паблик-арта в малых городах имеет экономические последствия, добавила старший преподаватель МХПИ, архитектор-реставратор и член федерального научно-методического совета при Минкультуры России Ольга Рыжко.

— Качественная городская среда способствует росту турпотока, привлекает инвестиции и повышает имидж территории, — сказала она. — В условиях роста внутреннего туризма благоустроенные пространства с узнаваемыми арт-объектами становятся точками притяжения для путешественников.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Директор НИЦ пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований Президентской академии (РАНХиГС) Дмитрий Землянский отметил, что наиболее устойчивая модель развития малых городов — это сочетание реального сектора экономики с вложениями в человеческий капитал, благоустройство, туризм.

— Но варианты идеального сочетания всех условий найти сложно, — сказал эксперт. — Часто импульс развития малого города связан с приходом нового крупного инвестора или действиями градообразующего предприятия по развитию территорий присутствия.

Например, город Гусев в Калининградской области, который за два десятилетия превратился из места размещения военных в современный небольшой промышленный и инновационный центр с комфортной городской средой, рассказал Дмитрий Землянский. Или город Карабаш в Челябинской области, который за несколько лет кардинальным образом улучшил экологическую ситуацию.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Можно привести в пример город Сысерть в Свердловской области, где активное местное сообщество за счет туризма и развития городской среды меняет представления о городе, — добавил он. — Город Сатка в Челябинской области, где сочетаются устойчивая ситуация на градообразующем предприятии и динамично развивающийся природный туризм в окрестностях.

Нередки примеры системно развивающихся городов — центров мощных аграрных территорий. Например, Усть-Лабинск в Краснодарском крае. Есть пример кардинальной перестройки городской экономики, в частности Таштагол в Кемеровской области, который из промышленного города превратился в центр горнолыжного туризма.

— Но важно отметить, что основу экономики большинства малых городов страны всё же составляет индустриальный сектор, — указал эксперт.

По его словам, именно его развитие необходимо для обеспечения долгосрочной устойчивости муниципальной экономики.