С начала года украинский президент Владимир Зеленский начал стремительную кадровую ротацию. Параллельно с этим он активно сотрудничает с одними представителями оппозиции и в то же время притесняет других. С чем связаны эти процессы — в материале «Известий».
Внутриполитическая нестабильность
• Политические пертурбации в Киеве связаны прежде всего с тем, что президентские выборы, которые должны были пройти в марте 2024 года, не состоялись из-за военного положения. Однако это не устраивает западные страны, которые хотели бы создать видимость легитимного выбора президента на Украине. При этом Россия, несмотря на СВО, провела у себя все уровни выборов — от президентских до муниципальных.
• Вопросами легитимности действующего режима проблемы Украины не исчерпываются. В ноябре 2025 года на Украине разгорелся крупный коррупционный скандал вокруг «Энергоатома», в центре которого оказался бизнесмен Тимур Миндич из ближайшего окружения Зеленского, а также бывшие и действующие высокопоставленные чиновники (подробнее мы рассказывали об этом деле здесь). НАБУ заявило о масштабной схеме откатов на десятки миллионов долларов, что привело к отстранению министра юстиции, министра энергетики, угрозам вотума недоверия правительству и резкой активизации оппозиции. Скандал получил широкий резонанс на Западе, из-за чего давление на Зеленского возросло.
Смещение фокуса
• Чтобы отвлечь внимание западных партнеров от отложенных выборов и повсеместной коррупции, Зеленский начал точечно нападать на оппозицию. В частности, Национальное антикоррупционное бюро Украины обнародовало фрагмент аудиозаписи, в которой неназванный руководитель фракции обсуждает вознаграждение депутатам за голосования в парламенте. Позже стало понятно, что в материалах фигурирует глава украинской партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко.
• Следствие считает, что она могла участвовать в переговорах с отдельными депутатами о создании постоянной схемы выплат за поддержание нужной позиции во время голосований. Однако сама Тимошенко вины не признает, называя режим Зеленского фашистским. Суд отпустил ее под крупный залог.
• Кроме политического давления Зеленский использует тактику примирения в отношениях с конкурентами. На фоне коррупционного скандала и усиливающегося давления со стороны США с призывами к выборам президент Украины всё активнее организует встречи с оппонентами, стремясь тем самым укрепить собственные политические позиции. Именно так можно объяснить серию переговоров, в частности с шоуменом Сергеем Притулой и бывшим главой одесской организации «Правый сектор» Сергеем Стерненко (признана террористической и запрещена).
• Эти встречи напрямую связаны с возможной избирательной кампанией и отражают стремление президента укрепить свои позиции через диалог с популярными персонами, включая возможных лидеров оппозиционного поля. По данным СМИ, Зеленский планирует продолжить подобные контакты.
Имитация бурной деятельности
• Также Зеленский провел множество политических ротаций. Происходящие быстрые кадровые замены он охарактеризовал лишь как плановую смену людей. В частности, Кирилл Буданов покинул пост руководителя военной разведки и перешел на работу в офис президента, который он теперь возглавляет. Его первым замом стал Сергей Кислица, ранее занимавший позицию заместителя главы МИДа. Руководство Главного управления разведки в свою очередь было передано Олегу Иващенко, до этого возглавлявшему Службу внешней разведки.
• Параллельно президент неожиданно захотел перераспределить роли в правительстве. Михаилу Федорову, который совмещал функции первого вице-премьера и министра цифровой трансформации, предложили перейти в министерство обороны, тогда как экс-главе оборонного ведомства Денису Шмыгалю отводится роль первого вице-премьера с ответственностью за энергетический сектор. Кроме изменений в центральной власти Зеленский инициировал обновление управленческих команд на региональном уровне.
• Все эти перестановки связаны не с личной инициативой президента. Прежде всего они произошли под давлением внешних обстоятельств. Речь идет о сигналах со стороны западных партнеров, провалах на фронте и серии внутренних скандалов, связанных с коррупцией, которые требовали срочных политических решений для снижения напряженности.
• Масштабные перестановки с участием одних и тех же людей показывают ограниченный круг доверия Зеленского. У него есть лишь несколько управленцев, которые поочередно закрывают самые проблемные направления. Это подтверждает и возможное возвращение в команду бывшего главы МИД Украины Дмитрия Кулебы. Так, СМИ пишут о его вероятном назначении в систему внешней разведки. Это говорит о том, что на Украине людей не выводят из команды, а лишь временно отодвигают или переводят.
• Привлечь сильную оппозицию на свою сторону украинский президент вряд ли захочет. Власть останется в руках уже «проверенных» людей. При этом сама оппозиция не заинтересована входить в управление страной в нынешних условиях.
При написании материала «Известия» учитывали мнения:
заместителя директора Центра политической конъюнктуры Михаила Карягина.