Россия готова выступить посредником и помочь в переговорах США и Ирана на всех уровнях, выяснили «Известия». Ранее Москва уже предлагала свои услуги медиатора, когда стороны не могли договориться о ядерной сделке и перешли к военным ударам. Свою помощь в переговорах предложила и Швейцария, которая имеет каналы налаженной связи с обеими сторонами, сообщили «Известиям» в ее МИДе. На этом фоне Дональд Трамп, напротив, заявил об отмене всех встреч с официальными лицами Ирана, призвав протестующих захватывать госучреждения в стране и пообещав им помощь.
РФ готова стать посредником в конфликте Ирана и США
Уже почти три недели в исламской республике идут масштабные протесты, некоторые называют их крупнейшими за последнее десятилетие. Reuters со ссылкой на иранского чиновника сообщает о более чем 2 тыс. погибших, большое число жертв подтвердил и вице-президент страны Ахмад Мусави. Базирующаяся в США правозащитная организация HRANA сообщила, что, по ее данным, число погибших превысило 2,5 тыс. Беспорядки начались из-за резкого падения курса национальной валюты, однако вскоре переросли в политические акции с требованиями свергнуть действующую власть. Посольства США и Индии призвали своих граждан покинуть республику.
Дональд Трамп неоднократно говорил о готовности нанести по Тегерану военные удары, а накануне заявил об отмене всех дипломатических встреч с иранскими официальными лицами. Он также призвал протестующих захватывать госучреждения и добавил: «Помощь в пути». Как сообщает Reuters со ссылкой на европейские источники, военное вмешательство США в Иран может произойти в ближайшие 24 часа.
В то время как Белый дом свернул с пути дипломатии, Москва призывает к деэскалации и выразила готовность стать посредником между США и Ираном. Об этом «Известиям» сообщил глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.
— Россия последовательно выступает за дипломатическое урегулирование ситуации вокруг Ирана и против вмешательства во внутренние дела страны. Тем более силового. Естественно, на всех уровнях мы готовы со своей стороны оказывать максимальное содействие переговорам. Остаемся на связи с нашими коллегами-парламентариями. Иран — стратегический партнер России, — подчеркнул он.
По его словам, события в Иране происходят по лекалам «цветных революций» и явно инспирированы извне.
— Западные политики фактически расписались в этом с явкой с повинной, призывая участников протестов к продолжению уличных беспорядков, — уточнил депутат, который 14 декабря встречался с главой МИД Ирана Аббасом Аракчи.
Отвечая на вопросы журналистов 14 января, глава МИД РФ Сергей Лавров также подчеркнул, что отношения России и Ирана не могут быть изменены какой-либо третьей стороной. На протяжении последних лет связи Москвы и Тегерана укрепляются вне зависимости у того, кто находится у руля — консерваторы (правительство Раиси) или реформисты (правительство Пезешкиана), напомнил в разговоре с «Известиями» востоковед Леонид Цуканов. Поэтому РФ готова через посредничество помочь Ирану, который оказался в тяжелой ситуации.
— Москва видит в иранских протестах признаки применения технологий «оранжевой революции» и пытается использовать свои ресурсы, чтобы обеспечить ослабление давления на исламскую республику. Один из способов гашения напряженности — посредничество. Тем более что Москва как посредник в целом устраивает и США, и Иран, — сказал эксперт.
Подобное развитие событий никак нельзя исключать, учитывая, что у Владимира Путина сохраняются хорошие отношения как с Дональдом Трампом, так и с духовным лидером Ирана Али Хаменеи. В апреле 2025-го Сергей Лавров также подчеркивал, что РФ готова играть любую посредническую роль в переговорах Ирана и США по иранской ядерной программе. Свою помощь Москва предлагала обеим сторонам и после того, как Вашингтон атаковал Тегеран ракетами в июне 2025-го.
Кто еще готов быть медиатором
Свою решимость в оказании дипломатической помощи изъявила и Швейцария. Страна издавна защищает интересы США в Иране, напомнил «Известиям» руководитель службы информации швейцарского МИДа Николя Бидо. Соединенные Штаты разорвали дипломатические отношения с Ираном в 1980 году после захвата сотрудников посольства США в Тегеране.
— Швейцария имеет давнюю традицию оказания добрых услуг и остается готовой содействовать диалогу, когда это полезно и желательно для обеих сторон. В этом контексте Швейцария также выполняет свой мандат в качестве державы, защищающей интересы США в Иране, что обеспечивает налаженный канал связи, — сказал он.
Наконец, свою помощь в предотвращении эскалации могут предложить страны Ближнего Востока — в частности, Саудовская Аравия, ОАЭ или Катар. Несмотря на неоднозначное отношение иранских соседей к политике властей республики, в ее внутренней дестабилизации они не заинтересованы, уверен Леонид Цуканов.
— Падение исламской республики (одного из полюсов сил в современной региональной конфигурации) откроет ящик Пандоры, создав новую зону нестабильности межу Афганистаном и Ираком. Уроки ливийского и иракского кризиса, а также «арабской весны» показали, что такие повороты чреваты десятилетиями нестабильности и угроз, — говорит эксперт.
Например, для Саудовской Аравии подобные риски слишком велики — особенно в контексте их планов форсировано развивать экономику и туризм. Кроме того, дальнейшее обострение отношений Вашингтона и Тегерана чревато началом полноценной войны в регионе, в которую может быть вовлечен в итоге Израиль — основной противник нынешних иранских властей. Ранее ЦАХАЛ заявила о готовности нанести ответный силовой удар, если Тегеран решит атаковать Израиль и американские базы на его территории.
— Также в потенциальную зону нестабильности попадут страны, где активно действует проиранская «ось сопротивления», — Йемен, Ирак, Ливан. Под потенциальным ударом также окажется Сирия, где и без того наблюдается серьезная внутренняя нестабильность, — считает Цуканов.
Напомним, что в ночь на 11 января США нанесли удары по объектам террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) на территории Сирии. Наконец, в зоне риска окажутся ближневосточные страны, где расположены крупные военные базы и контингент США. Подобные объекты есть примерно в 19 точках в Бахрейне, Египте, Израиле, Иордании, Ираке, Катаре, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии и Сирии. В июне прошлого года Иран в ответ на атаку США ударил по американским военным объектам в Катаре. Не исключено, что удары по нему могут повториться и в этот раз, в связи с чем Британия эвакуирует оттуда своих военных, сообщают СМИ.