Спор из-за контроля над Гренландией создал самый серьезный кризис в западном лагере в XXI веке и усиливает недоверие в трансатлантических отношениях, заявили «Известиям» опрошенные эксперты. Европейская часть НАТО хочет воспользоваться ситуацией вокруг датской автономии, чтобы расширить присутствие там войск альянса. Эта идея перекликается с планами отдельных членов блока разместить свои вооруженные контингенты и на Украине, считают в Совфеде. Вопрос контроля над островом обсудят на переговорах в Вашингтоне 14 января. Эксперты не исключают любого развития ситуации, вплоть до реализации военного сценария. Тем временем законопроект об «аннексии и государственности Гренландии» и предоставлении ей статуса штата США внесен в американский конгресс.
Углубление раскола из-за Гренландии
Вопрос притязаний США на Гренландию играет всё возрастающую роль в отношениях Вашингтона и Европы. Вероятно, это самый глубокий кризис в НАТО за последние десятилетия после вторжения американских войск в Ирак в 2003 году. В Белом доме заявили, что США рассчитывают на покупку острова. Европейцы, очевидно, против этого. Но, не желая ухудшать отношения с США, предлагают расширить вооруженное присутствие НАТО в Гренландии.
По информации Bloomberg, для контроля ситуации в регионе Германия предложила НАТО сформировать миссию «Арктический страж». Группа европейских стран во главе с ФРГ и Великобританией также обсуждает возможность военного присутствия в Гренландии, чтобы не допустить ее присоединения к США, отмечает издание. Впрочем, глава минобороны Великобритании отрицает информацию о возможности переброски контингента.
Идея альянса по милитаризации острова сильно перекликается с теми вопросами, которые недавно обсуждались «коалицией желающих» применительно к Украине, заявил «Известиям» председатель комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин.
— Европейские члены НАТО пытаются завести всю демагогию на то, чтобы сопоставить ситуацию на Украине и в Гренландии. Они уже начали говорить о присутствии в Гренландии отдельных подразделений военных для строительства, для создания какой-то военной инфраструктуры, — сказал сенатор. — Нас пытаются убедить в том, что подобное очаговое присутствие натовских подразделений в различных регионах мира будут укреплять стабильность. Но это полнейший абсурд, вредная концепция, с которой соглашаться нельзя, — отметил политик.
Ранее лидеры Франции, Великобритании, Германии, Италии, Польши, Испании и Дании выпустили совместное заявление, где подчеркнули, что «Гренландия принадлежит ее народу» и что вопросы, касающиеся Дании и Гренландии, могут решать только они. Они также выдвинули предложение, по которому безопасность Арктики должна обеспечиваться коллективно всеми членами НАТО, в том числе и США.
С американской стороны многократно и говорилось о том, что Гренландия якобы находится в опасности из-за того, что вокруг нее сосредоточены большие группировки российских и китайских надводных и подводных судов. Сухопутные силы Франции и Великобритании могут направиться в Гренландию, чтобы обозначить присутствие европейцев на острове, считает военный эксперт Игорь Никулин. Европейцы надеются на то, что Трамп не пойдет на открытое применение силы.
— Все их угрозы чисто демонстративны и рассчитаны на медийный эффект, — заявил эксперт «Известиям», отметив, что действия европейцев не остановят Трампа, если он захочет завладеть островом.
Тем временем, вечером 12 января стало известно, что конгрессмен-республиканец Рэнди Файн внес законопроект «об аннексии и государственности Гренландии» и предоставлении ей статуса штата США. Проект предполагает наделение Дональда Трампа полномочиями осуществлять все необходимые действия для присоединения или приобретения Гренландии в качестве территории США.
Вопрос безопасности Гренландии
Вашингтон готов вести диалог с европейскими партнерами по Гренландии. Этот вопрос должен стать темой встречи главы МИД Дании и Гренландии с госсекретарем США Марко Рубио в Вашингтоне 14 января, сообщают СМИ. Стороны могут обсудить идею европейцев по совместному с Вашингтоном усилению острова в рамках НАТО. Ранее Дональд Трамп отметил, что безопасность Гренландии обеспечивается буквально за счет «двух собачьих упряжек».
При этом правительство Гренландии заявило, что остров как часть Содружества (Дания, Гренландия, Фарерские острова) — член НАТО, и поэтому оборона Гренландии осуществляется под эгидой альянса.
Однако слова Трампа о плохой обороне острова недалеки от истины. Если говорить о северо-восточной Гренландии, то основу датского присутствия там составляет именно патруль «Сириус» на собачьих упряжках, отметил в разговоре с «Известиями» младший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Никита Белухин. Но важно понимать, что перед ним стоит задача не отражения вторжения, а мониторинга, разведки и «поддержания суверенитета».
— США и НАТО заинтересованы в том, чтобы наращивать средства разведки, наблюдения, мониторинга воздушного, морского и космического пространств вокруг Гренландии. Образно говоря, они хотели бы превратить Арктику в прозрачный аквариум, где действия подразделений и в особенности подводных лодок потенциальных противников можно было бы оперативно отследить, — сказал он.
Основной парадокс заключается в том, что действующий Договор 1951 года об обороне Гренландии как в преамбуле, так и непосредственно в статьях содержит четкие отсылки к деятельности НАТО, но при этом в коллективном оборонном планировании альянса не только Гренландия, но и вообще Арктика фигурирует довольно скупо, добавил Белухин.
Идея европейцев по совместному с США усилению Гренландии выступает скорее контрпредложением на риторику Трампа, которое вряд ли устроит Вашингтон, считает заведующий лабораторией политической географии и современной геополитики НИУ ВШЭ Дмитрий Новиков. Европейцы лишь делают вид, что верят в озабоченность Трампа безопасностью Гренландии.
— Я думаю, что Трампа может устроить размещение американских войск в Гренландии под эгидой НАТО. То есть американцы в одиночку контролируют остров, но номинально это вроде общая структура и общая политическая рамка. Я не думаю, что Трамп желает именно аннексировать Гренландию, — сказал он.
По мнению Новикова, форма американского контроля над островом может быть разной. Оптимальным вариантом для Вашингтона была бы полная независимость Гренландии, при которой США просто стали бы главным проводником безопасности острова.
Возможность силового сценария
Как бы то ни было, Вашингтон рассматривает и другие варианты по овладению островом — от покупки территории до применения силы. О риске военного вмешательства Вашингтона СМИ писали еще год назад, когда Трамп только вернулся в Белый дом. Сейчас, на фоне успеха США в Венесуэле, такой вариант снова попал в повестку окружения американского президента, сообщает Daily Mail.
По информации издания, Трамп якобы поручил командованию спецопераций разработать план возможного вторжения на остров. Одним из явных сторонников силового решения вопроса выступает советник по внутренней безопасности Стивен Миллер. Вместе с тем инициативе сопротивляется высшее военное руководство США.
Издание со ссылкой на дипломатов также сообщает, что военный сценарий может привести к «разрушению альянса изнутри», что, вероятно, и входит в планы Трампа. Поскольку конгресс не позволит главе Белого дома вывести США из НАТО, Вашингтон может пойти на военную эскалацию, которая вынудит уже самих европейцев отказаться от альянса.
Так или иначе, о проблемах в альянсе говорят уже не только в прессе. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен подчеркнула, что акт агрессии в отношении острова приведет к «краху НАТО». Глава евродипломатии Кая Каллас заявляла, что в Евросоюзе уже проходили обсуждения того, как могла бы выглядеть европейская реакция в случае, если американская «угроза приобрести Гренландию» окажется реальной. Позднее она и вовсе сообщила, что партнерство с США «находится в трудной фазе».
Новиков уверен, что вопрос Гренландии подрывает трансатлантические отношения и создает большую степень недоверия между Европой и США. Европейцы начинают всерьез задумываться о том, что им нужно строить свою безопасность без опоры на американскую поддержку, заключил он.