Воспитательный момент

Министерство образования разберется с регионами, в которых плохо усыновляют сирот
Роман Крецул
Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Песня

Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева поручила провести совещание с представителями властей тех регионов, где больше всего сирот находятся в детдомах, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства. По результатам совещания будет разработан план действий по стимулированию устройства детей в семьи на воспитание.

В министерстве отметили, что за последние 10 лет количество детей-сирот сократилось в три раза — со 186 тыс. до 60,7 тыс. А в 2015 году детей, состоящих на учете в государственном банке данных, стало меньше на 20%: с 88,7 тыс. до 71,1 тыс. И эти цифры по состоянию на 1 ноября 2016 года снизились более чем на 13%. За 2015 год усыновлено и передано в семьи почти 60 тыс. детей — это на 2% больше, чем в 2015 году. За девять месяцев 2016 года устроено на воспитание в семьи более 60 тыс. детей, сообщили в ведомстве.

Тем не менее в ряде регионов ситуация с усыновлением и устройством детей в семьи не такая радужная — по словам вице-премьера Ольги Голодец, это Челябинская область (2908 сирот), Иркутская область (2785), Красноярский край (2717), Приморский край (2617) и Кемеровская область (2517). В связи с этим зампредседателя правительства дала поручение Минобрнауки провести работу с отстающими регионами, собрать рабочую группу и подготовить план, как исправить ситуацию.

Александра Н., актриса Челябинского театра кукол, воспитывает трехлетнего Мишу и еще двоих собственных детей. Она считает, что причина того, что Челябинская область лидирует по числу сирот, — в низких социальных выплатах. На содержание Миши регион платит 5051 рубль в месяц. Вознаграждение приемному родителю (его в Челябинске платят только одному родителю, а в Москве, к примеру, платят обоим) составляет менее 7 тыс. рублей.

Другую причину Александра видит в недостатке пропаганды усыновления и неудовлетворительной системе сопровождения приемных родителей.

— В Москве постоянно проводятся вебинары, конференции, у нас этого вообще нет. А когда нет даже психологов, которые умеют работать с приемными детьми, пойти с проблемами не к кому, — сказала она «Известиям». — Пройти адаптацию без поддержки непросто. Мои кровные дети тяжело адаптировались. Несмотря на то что Миша у нас уже два года, средний сын до сих пор до конца не привык к новой ситуации в семье, хотя брата он очень любит, — рассказала Александра. — Нет поддержки, даже не финансовой, а профессиональной. Опека отдала ребенка и забыла.

Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова заявила «Известиям», что по доле детей-сирот от общей численности детского населения Иркутская область не уступает другим регионам. А по абсолютной численности сирот, не устроенных в семьи, регион последние несколько лет был на первом месте. И то, что сейчас он занял второе, в Иркутске считают прогрессом, говорит Семенова.

В качестве основных причин, по которым сирот в регионе так много, региональный детский омбудсмен назвала тяжелое наследие 1990-х, социально-экономическую ситуацию, большое число пенитенциарных учреждений — их на территории области больше 20, большие расстояния и территории, приравненные к районам Крайнего Севера.

— Еще в 2008 году у нас было более 8 тыс. не устроенных в семьи сирот, — отметила Светлана Семенова. — Для нас динамика по устройству в семьи и по снижению численности сирот очень большая. Решить проблему полностью не удается, но мы прилагаем все силы для профилактики сиротства, устройства детей в семьи. Конечно, есть трудности с устройством подростков, инвалидов. Но мы идем своими темпами. Нас постоянно сравнивают с Москвой, но здесь многое зависит от системы учета. Когда ребенок временно находится в учреждении социальной реабилитации, то формально он еще не учитывается как сирота. Хотя по факту он уже остался без попечения. Мы учитываем все категории детей.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова заявила «Известиям», что важно не только устраивать детей в семьи, но и создавать такие условия, чтобы дети вообще не попадали в детдома.

— Важны профилактика социального сиротства и качественные программы сопровождения приемных семей, чтобы минимизировать возвраты детей (вторичное сиротство), — заявила Анна Кузнецова «Известиям». — Планируем обсудить этот вопрос на всероссийском совещании уполномоченных по правам ребенка. Будет изучен опыт как успешных, так и проблемных регионов.