Проверка крепости: каким будет курс рубля в 2026 году

Эксперты предсказали курсы доллара и юаня
Дмитрий Мигунов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Рубль в 2025 году вопреки всем прогнозам продолжил укрепляться к основным валютам. Только за последний квартал он добавил более 7%, хотя до этого казалось, что он и так достаточно дорогой. В этот раз эксперты не ожидают нового снижения рубля, во всяком случае существенного, в 2026 году — для него недостаточно фундаментальных факторов. А финансовые власти напрямую вряд ли будут девальвировать рубль, несмотря на призывы к этому со стороны части бизнес-сообщества. О том, как будет меняться курс в следующие три месяца и целом 2026 году, — в материале «Известий».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В двадцатых числах декабря агентство Bloomberg назвало российский рубль самой растущей валютой 2025 года. Действительно, за минувшие 12 месяцев рубль укрепился более чем на 45% к доллару. Это не только лучший показатель в мире в 2025 году, но и лучший годовой показатель для рубля за всю историю. В последние три месяца укрепление рубля интенсифицировалось — он подрос с 82 до 77,5 рубля за доллар. Отметим, что всё это произошло на фоне, во-первых, снижения цен на нефть, а во-вторых, ужесточения санкций.

На самом деле второй фактор скорее играет на стороне рубля. Капитал во многом «заперт» в стране, расчеты за международную торговлю всё чаще идут в рублях и тратить валюту особенно некуда. Ну а самое главное — номинальная и реальная ключевая ставка остается крайне высокой.

Всё это противоречит большинству прогнозов, которые аналитики давали год назад. Практически все предсказывали доллар выше 100 рублей, а многие допускали достижение отметки в 120–130 рублей. Падения ниже 80 рублей не ожидал никто.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Положительная сторона крепкого рубля (помимо выгод для российских туристов) в том, что он существенно тормозит инфляцию, которая в этом году замедлилась до примерно 5,7%. Но беспокойства еще больше. Так, ученые ИКСИ и Института Столыпина заявили, что рубль стал «аномально крепким», это вредит доходам государства и бизнеса. Крепкий рубль подавляет внутреннее производство, особенно экспортно ориентированное, а кроме того, негативно сказывается на доходах бюджета. Несмотря на это, Банк России весь год проводил политику плавающего курса и невмешательства в котировки национальной валюты на бирже и межбанковском рынке.

Что изменится в 2026 году — увидим ли мы наконец плавное или даже резкое снижение рубля или он будет брать новые высоты? «Известия» опросили российских аналитиков.

«Правительство вряд ли пожертвует рублем»

Юлия Хандошко, СЕО европейского брокера Mind Money

Мы завершаем 2025 год с любопытной цифрой: рост ВВП России составил менее чем 1%. Но куда интереснее прогноз Министерства финансов — ведомства, ответственного за бюджет. Председатель Минфина Антон Силуанов ожидает такой же рост в 1% и на следующий год. И это означает только одно: никакого реального экономического развития в 2026-м не предвидится.

Теперь у российских ведомств непростая развилка. Либо ослаблять рубль и смягчать денежно-кредитную политику в ущерб социальным достижениям, ведь инфляция ударит больше всего по более бедным слоям населения, а ослабление рубля повлияет на удорожание большинства потребительских товаров. Либо выбрать стабильность без роста экономики.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В условиях, когда рубль остается высококонвертируемой валютой, правительство вряд ли пожертвует им ради неопределенности в будущем. Поэтому мой прогноз остается прежним: курс останется в стабильном коридоре 78–83 рубля за доллар, с I кварталом ближе к верхней границе — около 83 рублей.

В ближайшие три месяца 2026 года оснований для резких перемен, скорее всего, нет и не будет. В правительстве, похоже, сложился консенсус: ослабление рубля в короткой перспективе точно не нужно.

«На рубль повлияет импорт авто»

Павел Бирюков, главный экономист Газпромбанка

Мы ожидаем, что в 2026 году средний курс составит около 91,5 рубля за доллар, при этом к концу года рубль может достичь диапазона 93–97 рублей.

В 2026-м ключевое давление на рубль будут оказывать фундаментальные факторы. Среди них — снижение нефтяных цен на 8–10% (до $50 за баррель), формирующее сниженный профицит текущего счета ($27–30 млрд против $64 млрд в 2024 году) и продолжение снижения ключевой ставки до 12–14% к концу года. Помимо прочего, изменится масштаб операций ЦБ и Минфина: чистые продажи валюты могут снизиться с $23,5 млрд в 2025 году до $8–10 млрд в 2026 году.

Фото: Global Look Press/Ilya Moskovets/URA.RU

Однако краткосрочно рубль может продолжить получать некоторую поддержку со стороны снижения импорта автомобилей в I квартале (после повышения утильсбора) и возможной конвертации валютных депозитов (поступили в сентябре и октябре на $20 млрд) в рубли.

«Власти не будут вмешиваться в курсообразование»

Наталия Пырьева, глава аналитического департамента «Цифра брокер»

После завершения новогодних праздников мы ожидаем умеренное ослабление рубля. Основным фактором давления станет двукратное сокращение объемов ежедневных продаж валюты Банком России в рамках зеркалирования операций ФНБ. С 12 января 2026 года объем продаж снизится до 4,62 млрд рублей в день против 8,94 млрд рублей во втором полугодии 2025 года. Тем не менее поддержку национальной валюте по-прежнему будет оказывать высокая ключевая ставка и сезонно низкая деловая активность в начале года и слабый спрос на импорт. Мы ожидаем, что в I квартале рубль будет двигаться в направлении 85 рублей за доллар США, 97 рублей за евро, 12 рублей за юань.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Мы не ожидаем, что финансовые власти будут вмешиваться в курсообразование, поскольку вероятно, курс рубля вернется к более сбалансированным значениям в ближайшей перспективе по мере планомерного смягчения денежно-кредитной политики Банка России и последующего снижения привлекательности рублевых активов, что приведет к активизации потребительского спроса и восстановлению импорта, а значит, спроса на валюту. Слабая динамика цен на нефть сужает экспортные притоки валюты в страну, что в сочетании со снижением ключевой ставки будет отражаться в сокращении объема продаж экспортной выручки, то есть сам объем выручки уменьшится, а также будут снижаться дополнительные объемы предложения валюты на рынке за счет отсутствия требования об обязательной продаже валютной выручки.