Отношения Москвы и Осло переживают самый глубокий кризис со времен Второй мировой войны, заявили «Известиям» в посольстве РФ в Норвегии. Несмотря на это, в отдельных отраслях сотрудничество сохраняется. Одним из ключевых механизмов взаимодействия остается Смешанная комиссия по рыболовству в Баренцевом море и связанные с ней форматы управления морскими ресурсами. Однако и этот механизм находится под большим давлением. В июле 2025 года Осло, присоединившись к санкциям ЕС, запретил судам компаний Norebo и Murman Seafood доступ в норвежские территориальные воды и порты, а также промысел в экономзоне страны. Об отношениях двух стран и о том, почему для них так важна совместная рыболовная деятельность, — в материале «Известий».
Состояние отношений РФ и Норвегии
Российская Федерация и Норвегия — соседи по Арктике, но после 2022 года отношения двух стран фактически заморожены. Прежние связи и отраслевые контакты сильно сужены, а двусторонняя торговля на фоне санкций упала до минимума.
— Российско-норвежские отношения переживают сегодня самый глубокий кризис с конца Второй мировой войны. Их демонтаж стал результатом действий норвежских властей. Прекращены политдиалог, связи норвежских регионов с субъектами РФ, заблокирована отраслевая кооперация. Санкции нанесли сокрушительный удар по двусторонней торговле, — сообщил «Известиям» посол России в Норвегии Николай Корчунов.
До 2022 года торговля между странами была довольно стабильной. В 2021-м этот показатель составлял $2,2–2,4 млрд. Норвегия импортировала из России металлы, минеральные масла и некоторые нефтепродукты. В свою очередь, Москва получала от Осло корма для животных, технику, оборудование и рыбу. По данным Центрального статистического бюро Норвегии, РФ занимала 15-е место среди торговых партнеров страны.
По итогам 2024 года Норвегия закупила товаров из России на $238,7 млн, а экспортировала всего на $73,1 млн. Основная статья импорта — рыба, но в структуре торговли также фигурируют СПГ и алюминий.
Раньше страны сотрудничали не только в торговой, но и в гуманитарной сфере. Для жителей приграничных регионов РФ и Норвегии действовал специальный режим передвижения. Обладатели особого разрешения могли пересекать границу и находиться в приграничной зоне соседней страны без визы. Кроме того, РФ и Норвегия сотрудничали в специальной структуре — Норвежском Баренцевом секретариате. Он финансировал около 200 совместных проектов Москвы и Осло в культуре, спорте, образовании и других сферах. Между университетами Мурманска и Тромсе были налажены студенческие обмены.
С 2022 года традиционный баланс между сдерживанием по линии НАТО и поддержанием добрососедских отношений в политике Осло по отношению к Москве сместился в военно-политическую сторону, заявил «Известиям» младший научный сотрудник ИМИ МГИМО Никита Липунов.
— Пока идет активная фаза конфликта на Украине, ни о каких положительных изменениях здесь говорить невозможно, поскольку политика норвежского правительства в отношении России напрямую зависит от широкой военно-политической динамики вокруг Киева. Полагаю, что Осло в любом случае будет продолжать искать баланс между сдерживанием и поддержанием добрососедства, — отметил эксперт.
Сейчас между странами сохраняются отдельные форматы взаимодействия: Москва и Осло сотрудничают на уровне рыболовных ведомств, а также пограничных и таможенных служб, уточнил Корчунов.
Совместная рыболовная комиссия
Смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству (СРНК) действует с 1976 года. Она ежегодно устанавливает квоты на вылов трески, пикши и других видов рыб в Баренцевом море. При работе комиссии стороны обменивались данными о популяции рыб, а также вели совместные научные программы.
— Тот факт, что, несмотря на протест ЕС, Норвегия все-таки согласовала новые квоты на 2026 год и тем самым сохранила соглашение о рыболовстве с Россией, говорит о том, что для нее это важное направление взаимодействия с восточным соседом. Полагаю, что такое сотрудничество будет продолжаться даже в условиях политической турбулентности, — считает Никита Липунов.
Как пояснил Николай Корчунов, уникальность двустороннего сотрудничества в этой сфере заключается в том, что РФ и Норвегия совместно управляют общими рыбными запасами на основе научных рекомендаций. Рыба свободно мигрирует через границы экономических зон, и, если каждая страна будет устанавливать квоты на вылов самостоятельно, это неминуемо подорвет устойчивость всей популяции.
— Именно поэтому СРНК продолжает свою работу даже на фоне обострения политических отношений. Вместе с тем взаимодействие в этой сфере заметно осложнилось после присоединения Осло в июне 2025 года к санкциям ЕС в отношении российских рыбопромысловых компаний Norebo и Murman Seafood, в результате чего суда этих компаний лишились возможности вести рыболовный промысел в норвежской экономзоне, — отметил посол.
20 мая 2025 года Совет ЕС включил эти две компании в санкционный список в качестве «ответа на дестабилизирующую деятельность». Европейские власти посчитали, что они использовались для разведывательной деятельности. Москва эти обвинения отвергла. Однако 7 июля правительство Норвегии присоединилось к европейским санкциям.
Взаимодействие на Шпицбергене
Еще одним местом на карте, в котором сходятся интересы России и Норвегии, остается архипелаг Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Норвежцы называют его Свальбард. Москва присутствует на архипелаге на основании договора от 1920 года, по которому у государств-участников есть возможность вести там хозяйственную деятельность, хоть Шпицберген и находится под норвежским суверенитетом.
В частности, на архипелаге работает российская компания «Арктикуголь», которая управляет нашими поселениями. По оценкам СМИ, всего на Шпицбергене проживает до нескольких сотен россиян. Архипелаг выступает для РФ важным фактором в освоении Арктики. На нем осуществляется добыча полезных ископаемых, а расположение Шпицбергена обеспечивает уникальные условия для проведения Москвой высокоширотных научных исследований. В 2016 году там даже появился Российский научный центр, на базе которого готовится открытие Международного научно-образовательного центра.
Вместе с тем в нынешней ситуации о проектном сотрудничестве с Норвегией и другими участниками договора говорить не приходится, подчеркнул Николай Корчунов.
— Контакты с норвежской стороной имеют сугубо прагматичный характер и нацелены в основном на защиту прав и интересов российских граждан, проживающих на архипелаге, обеспечение деятельности треста «Арктикуголь» и работу российских научных организаций, — отметил посол.
«Арктикуголь» в последние годы старается диверсифицировать свой профиль на Шпицбергене, прежде всего развивая туризм, несмотря на регуляторные сложности со стороны норвежских властей. По словам Никиты Липунова, Россия намерена сохранять и укреплять присутствие на архипелаге, хотя в целом отношения Москвы и Осло остаются в непростом состоянии.