Хвост убивает собаку: почему в ЕС заговорили о распаде

ЕС увяз в системном кризисе
Елена Синявская
Фото: Global Look Press/Philipp von Ditfurth

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан пророчит Евросоюзу мрачное будущее: по его словам, в Брюсселе «царит хаос», а само объединение движется к дезинтеграции. Поводов для тревоги накопилось немало: экономика в стагнации, а отказ от российских энергоносителей еще больше усугубляет положение. Дошло до того, что немецкие заводы переносят производство в другие страны. В каком положении сегодня оказался Брюссель и кто в этом виноват — в материале «Известий».

Венгерское пророчество

«Европейский союз в настоящее время находится в состоянии распада. Идет процесс дезинтеграции, который совпадает с усилением имперских амбиций брюссельской бюрократии», — заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

По его словам, распад проявляется прежде всего в утрате управляемости. Брюссель принимает решения, которые затем перестают исполняться на национальном уровне: сначала их игнорирует одна страна, затем две, затем три. Вместе с тем, по его словам, ЕС «постоянно ограничивает суверенитет государств», хотя и «не имеет возможности использовать свои полномочия».

Фото: Global Look Press/Philipp von Ditfurth

Если не произойдет «быстрая и глубокая реорганизация», предупредил венгерский премьер, процесс дезинтеграции может дойти до точки невозврата, после которой восстановление союза станет невозможным.

Венгрия последовательно отстаивает собственные экономические интересы в рамках ЕС. В Будапеште винят западные санкции в обрушении европейской экономики. По словам Орбана, из-за них в ЕС резко выросли цены на нефть и газ, производство теряет конкурентоспособность на мировом рынке.

Эти подозрения подкрепляются статистикой. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен признала значительное сокращение доли Евросоюза в мировом ВВП с 1990-х — с 25 до 14%. В целом за 2024 год ВВП в еврозоне вырос на 0,9%, а в ЕС — на 1,0%.

Страдают и сильные экономики. В Германии в прошлом году закрылось 196 100 предприятий — это на 16% больше по сравнению с предыдущим годом. Концерн Mercedes-Benz и вовсе объявил о планах перевести часть производства в США. А Volkswagen с 2027 года перенесет производство моделей Golf и Golf Variant в Мексику.

Фото: Global Look Press/Hendrik Schmidt

Опрошенные «Известиями» эксперты сходятся во мнении, что системный кризис в ЕС становится всё более очевидным. И если Брюссель не пойдет на масштабную трансформацию, то предупреждения Орбана вполне могут реализоваться.

— Трансформация — это момент, на который необходимо своевременно и качественно реагировать, — говорит «Известиям» профессор СПбГУ Наталья Еремина. — Если этого не происходит, система приходит к тем результатам, которые мы уже наблюдали в истории. Пример распада СССР также был неожиданным для многих, хотя процессы трансформации были заметны еще с 1970-х годов. Это длительный, во многом инерционный процесс, но подобные процессы, как правило, заканчиваются всегда одинаково.

Брюссельские авантюры

В основе большинства проблем ЕС лежат некачественные управленческие решения и то, как на протяжении последних десяти лет Брюссель в целом пытался отвечать на возникающие вызовы, поясняет Наталья Еремина.

— Принимались масштабные программы, которые зачастую не имели ни достаточного научного обоснования, ни внятных экономических расчетов. Речь идет прежде всего о зеленом переходе и цифровой повестке, внедрение которых сопровождалось крайне амбициозными, а порой и откровенно экспансионистскими планами, — перечислила эксперт.

По ее словам, миграционный кризис сам по себе не был катастрофическим, но также привел к тяжелым последствиям из-за неподготовленности Европы к приему большого числа беженцев.

Фото: Global Look Press/Patrick Pleul

Отдельный фактор, на который указывают опрошенные «Известиями» эксперты, расширение ЕС в 2004-м. Тогда в его лагерь вошли страны бывшего СССР, включая государства Балтии. Это решение серьезно ослабило Брюссель, поскольку новые члены в значительной степени остаются странами-реципиентами.

— Проблема еще и в том, что европейская бюрократическая машина допустила к управлению людей из стран Восточной Европы. Они годами готовили антироссийские проекты, резолюции Европарламента о «понижении статуса» отношений ЕС – Россия и параллельно проталкивали антикитайские нормы, — отмечает в беседе с «Известиями» политический обозреватель Андрей Стариков.

Сегодня, по его словам, в ЕС сложилась ситуация, когда «хвост виляет собакой»: конфликтные пограничные государства начинают формировать восточную политику всего Евросоюза.

— Украинский кризис активно раскручивался в период председательства Литвы в ЕС. Вильнюсский саммит и обсуждение евроинтеграции Украины фактически были переведены в формат жесткого выбора «или с Россией, или с Западом». И так практически во всем, — резюмировал специалист.

Фото: REUTERS/Sofiia Gatilova

В результате сегодня всё работает по принципу «дороги и дураки», добавил собеседник «Известий»: «дороги» — это экономика, инфраструктура, энергетика, хозяйственная база, а уже затем сопутствующие факторы, которые окончательно добивают ситуацию.

Туманные перспективы

Выход из сложившейся ситуации возможен, но потребует серьезных усилий. В качестве примера эксперты приводят Венгрию, которая открыто выходит из консенсуса и готова блокировать невыгодные для себя решения.

— Эта стратегия может приносить результаты. Уже сейчас часть производств, уходящих из Германии, перемещается в Венгрию, где сохраняются стабильные поставки энергоносителей. Там, где есть энергетика, сохраняется и промышленность, — отмечает Еремина.

Эксперты сходятся во мнении: это уже привело к формированию внутри ЕС разных блоков и подходов. В частности, всё большую популярность завоевывают политики, которые готовы жестко отстаивать национальные интересы. В Германии усиливает позиции партия «Альтернатива для Германии», в Чехии к власти пришел Андрей Бабиш, а в Словакии должность премьер-министра вновь занял Роберт Фицо.

Фото: Global Look Press/IMAGO/Andreas Haas

Происходящее сегодня в Брюсселе можно охарактеризовать как период, близкий к стадии полураспада, также считает Стариков. И здесь может прослеживаться решение: чтобы объединиться, сначала надо размежеваться. И потом уже консолидироваться в каком-то ином виде, на каких-то новых основаниях.

— Каких-то «колоссальных» реформ не просматривается. Возможно, речь идет о сценарии «ядра и периферии» или интеграции на разных скоростях. Например, если Италия, Германия и Франция будут более тесно интегрированы, нежели страны Балтии или, например, Португалия. Но есть и более радикальный путь: сначала дезинтеграция, затем пересборка на новых основаниях, — допускает эксперт.

По его словам, в этом нет ничего нового: подобные циклы на европейском континенте происходят постоянно. И в этом смысле предупреждение Орбана нельзя назвать беспочвенным. Но сколько времени займет современный цикл, гадать бессмысленно.

— Слишком много факторов: американский, украинский, экономический, миграционный, вопросы безопасности. Мы живем в ситуации высокой неопределенности. Когда именно нынешняя конструкция даст окончательный сбой и в каком виде будет собрана заново — пусть в Брюсселе разбираются сами, — заключил Стариков.