Новая Стратегия нацбезопасности США разворачивает страну против Европы. Впервые после окончания холодной войны документ ставит под сомнение дальнейшее расширение НАТО, а в отношении Европейского континента даже говорится об «упадке цивилизации». На практике это может означать неформальный мораторий на прием новых членов — в частности, Украины. Это способно серьезно ударить по евроатлантическому единству, считают эксперты. Кроме того, восстановление стратегической стабильности с Россией названо одним из главных приоритетов в Европе. Такой разворот может быть продиктован экономическими интересами «нового» Вашингтона.
Новая Стратегия нацбезопасности США: детали
В официальной иерархии американского документооборота Стратегия национальной безопасности — главная и системообразующая бумага. Это не просто мнение администрации, президента или органов исполнительной власти. Это официальная и обязательная к исполнению директива для всех структур, которые вовлечены во внешнеполитическую деятельность.
Мировая общественность долгое время ждала, когда команда президента Дональда Трампа, наконец, обнародует свое видение мировых процессов и, соответственно, нынешних приоритетов. И вот, спустя 10 месяцев у власти, администрация опубликовала главный документ. Примечательно, что сделала это она весьма тихо, без лишнего шума и медийного и экспертного сопровождения. Хотя ранее обнародование таких концептуальных текстов сопровождалось определенной пиар-акцией, спонсируемой Белым домом.
Предыдущая стратегия была опубликована в 2022 году еще администрацией Джо Байдена и содержала в себе тезисы в духе неолиберализма, активной внешней политики и экспорта демократии, поддержки своих союзников в мире. Тогда многим экспертам и журналистам показалось, что это «стандартная» американская стратегия, которая укладывалась в понимание Вашингтона как центра глобального либерализма.
Стратегия же Трампа имеет существенные отличия. В ней содержатся следующие основные тезисы: США намерены развивать систему ПРО «Золотой купол» как фактор ядерного сдерживания; хотят, чтобы Европа взяла на себя основную ответственность за оборону ЕС; считают приоритетом сдерживание возможного конфликта из-за Тайваня. В стратегии также указано, что построение отношений Европы с Россией потребует участия Вашингтона, чтобы снизить риск эскалации. Кроме того, там, по сути, отражен конец эры массовой миграции: границы США должны быть защищены от «вторжений».
Штаты меняют отношение к Европе
Примечательно, что в Стратегии нацбезопасности содержится несколько жестких выражений в адрес Европы, например, то, что она «находится в упадке своей цивилизации». Стратегия Трампа в отношении Европы сильно отличается от всех тех, которые принимались в Штатах раньше: фактически идет пересмотр прежних парадигм относительно ЕС и Европейского континента в целом, сказал «Известиям» аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.
— В части, посвященной Европе, мы находим, что новая стратегия представляет собой продолжение речи Джей Ди Вэнса, сделанной в Мюнхене. Тогда во время выступления вице-президент призвал к поддержке правых в Европе — Виктора Орбана в Венгрии, АдГ в Германии, «Национального фронта» во Франции и так далее. В документе вновь делается отсылка к данной теме, что текущие европейские глобалистские элиты могут воспринять как вызов. Это способно серьезно ударить по евроатлантическому единству, которое и так испытывает трудности на фоне попыток Трампа разрешить украинский кризис, — сказал эксперт.
Стратегия национальной безопасности США 2025 года по большей части обращена к союзникам, а не к традиционным противникам в лице Китая и России. Показательно и то, что РФ в документе упоминается 10 раз, КНР — 21, Европа — 49.
Кроме того, впервые после окончания холодной войны документ открыто ставит под сомнение дальнейшее расширение НАТО и определяет восстановление стратегической стабильности с Россией как один из главных приоритетов в Европе. США хотят, чтобы Североатлантический альянс перестал восприниматься как «постоянно расширяющийся блок». На практике это может означать неформальный мораторий на прием новых членов — в частности, Украины.
— В стратегии делается предупреждение, что в течение следующих нескольких десятилетий некоторые члены НАТО станут «преимущественно неевропейскими», что может подорвать альянс изнутри по демографическим основаниям. Отсюда и ставится вопрос, будут ли сегодняшние союзники завтра разделять те же ценности, что и Соединенные Штаты, как когда-то, когда они подписывали устав НАТО, — рассуждает политолог.
Нелишним будет напомнить, что политический лозунг Дональда Трампа «Америка прежде всего» («America First») обозначает приоритет интересов США во внешней и внутренней политике.
Что значит новая стратегия для России
В стратегии больше внимания и пиетета, как это ни странно, отводится Западному полушарию, то есть Латинской и Южной Америке. Хозяин Овального кабинета намерен сохранить там расширенное военное присутствие для борьбы с миграцией, наркотрафиком и усилением враждебных сил в регионе. То есть акцент делается на «Америке» или «Америках». «Соединенные Штаты должны занимать главенствующее положение в Западном полушарии как условие нашей безопасности и процветания — условие, позволяющее нам уверенно заявлять о себе в регионе там и тогда, где и когда это необходимо», — говорится в документе.
Также нестандартно то, что США на этот раз уделяют мало внимания Ближнему Востоку и демократизации. В целом, в документе даже содержатся нотки изоляционизма, в котором противники Трампа всегда его обвиняли. «После окончания холодной войны американская внешнеполитическая элита убедила себя, что постоянное господство Америки во всём мире отвечает наилучшим интересам нашей страны. Однако дела других стран представляют для нас интерес только в том случае, если их действия напрямую угрожают нашим интересам», — говорится в тексте.
Новая стратегия США в чем-то выгодна России, считает директор Центра политической информации, политолог и военный эксперт Алексей Мухин. По его мнению, тезисы Трампа имеют экономический характер и направлены на то, чтобы Штаты стали глобальным посредником в конфликтах и укрепили свои позиции в мировой торговле.
— Национальная стратегия США вышла в коммерческой редакции. Они действительно планируют продавать оружие Евросоюзу против России, но при этом не называют Москву своим противником. То же самое сделали с Китаем, перестав называть его противником, что открывает очень серьезные переговорные возможности, — говорит специалист.
При этом важно подчеркнуть, что Штаты, объявляя себя посредником для восстановления отношений между Евросоюзом и Россией, имеют очень конкретные цели, а именно — взять под контроль трубопроводы, которые ведут из РФ в Европу, и пустить по ним российские энергоносители, контролируя этот процесс, выразил мнение Мухин. На первый взгляд, это выгодно всем и в том числе России, потому что дает возможность отказаться от санкционной архитектуры. Однако это несколько контрастирует с прочным энергетическим суверенитетом, от которого Москва вряд ли откажется.
Прагматичный подход к России как к потенциальному экономическому партнеру, а не противнику демонстрируют и практические шаги нынешней американской администрации. На прошедшей 2 декабря встрече Владимира Путина со Стивом Уиткоффом и Джаредом Кушнером в Кремле также затрагивалось и экономическое сотрудничество РФ и США. В целом, эта тема поднимается регулярно с перезапуска российско-американского диалога.