Психолог назвала причины феномена откладывания жизни

Артеменко: в мире достигаторства важно признавать ценность уже имеющейся стабильности
Анастасия Бердникова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Феномен откладывания жизни на потом становится особенно актуальным в преддверии Нового года, когда многие пытаются составить планы на будущее, но сталкиваются с внутренним сопротивлением. Практикующий психолог, гештальт-терапевт и супервизор, комьюнити директор сервиса Ясно Екатерина Артеменко рассказала «Известиям» 5 декабря, что за прокрастинацией часто скрывается не лень, а сложный внутренний конфликт между желанием изменений и страхом перед ними.

«Попытки заставить себя действовать через силу обычно оказываются неэффективными, поскольку игнорируют истинные потребности личности. Распространенное убеждение «если человек хочет — он сделает» не отражает всей сложности психологических процессов», — уточнила она.

Реальность такова, что одна часть личности стремится к изменениям, а другая бессознательно сопротивляется, пытаясь сохранить привычный уклад или избежать потенциального стыда от неудачи. Этот страх часто формируется в детстве, когда ошибки сопровождались наказанием или отвержением, что закрепляет стратегию избегания рисков. Иногда проблема заключается в завышенных ожиданиях от себя, когда цели ставятся под влиянием социальных стандартов, а не внутренних желаний.

Психолог отмечает, что иногда отсутствие движения может быть признаком того, что текущее положение дел вполне устраивает человека, и это тоже является нормальным вариантом. В мире, ориентированном на постоянные достижения, важно признавать ценность уже имеющейся стабильности.

Для экологичного планирования будущего Артеменко рекомендует формулировать позитивные цели, отражающие личные интересы, а не внешние ожидания. Ключевым моментом становится разбивка крупных задач на небольшие шаги, каждый из которых должен приносить удовлетворение сам по себе. При этом важно, чтобы процесс достижения цели давал энергию, а мысль о возможной неудаче не вызывала парализующий страх.

Ранее, 14 ноября, специалист факультета «Социальная коммуникация» МГППУ Анна Полосина рассказала, что более подвержены тревожности молодые люди из-за нескольких факторов: высокой осведомленности о ментальном здоровье, склонности к самоанализу и влияния социальных сетей. По ее словам, доступность информации о психике сформировала у молодых людей привычку внимательнее относиться к собственному состоянию.

Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ