Идея об «уникальных ценностях поколений» выстроена на иллюзии различий зумеров, миллениалов и представителей поколения Х. Отличие молодых сотрудников от более взрослых связано не с «поколенческими» особенностями, а с конкретным возрастным этапом, через который проходит человек. Об этом сказано в исследовании компании ЭКОПСИ, с которым ознакомились «Известия».
Согласно так называемой «теории поколений», рожденные в период с 1965-го по 1980 год «иксы» помнят мир до интернета и ценят стабильность. Следующие за ними миллениалы ставят в приоритет свободу и личностное развитие, а рожденные в нулевых зумеры, выросшие в мире цифровой свободы и смартфонов, выбирают гибкость и самовыражение.
Эксперты проанализировали ответы более 1 млн работников различных отраслей, принявших участие во всероссийском мониторинге вовлеченности за последние 14 лет, и пришли к выводу, что «теория поколений» — не более чем набор стереотипов, а возрастные изменения одинаковы в каждой эпохе.
Так, сотрудники в возрасте от 20 до 35 лет в 2015, 2020 и 2024 годах выделили одинаковые ключевые факторы для работы: возможность реализовать свои способности; совпадение личных ценностей с ценностями компании; понимание, как результат персональной работы влияет на общие показатели.
Исследование показало, что с возрастом ключевой потребностью становится реальная польза, которую труд работника приносит другим людям. По мере опыта люди сталкиваются с новыми задачами, переосмысливают свои взгляды и постепенно приходят к ценностям, характерным для более зрелых коллег.
При этом специалисты выяснили, что ценности людей меняются вместе с внешними обстоятельствами. Тенденции, выявленные у респондентов всех возрастов, показали, что в период с 2021-го по 2024 год у россиян выросли ожидания по оплате, условиям труда и балансу work – life, а также готовность работать интенсивнее ради высокого дохода.
В 2011–2015 годах сотрудники ставили в приоритет корпоративное обучение, однако с 2016 года его значимость резко снизилась. Одной из причин могло стать развитие онлайн-платформ, которое позволило людям обучаться независимо от работодателя.
«Известия» ознакомились 25 ноября с исследованием Россельхозбанка, который изучил покупательское поведение россиян в период «черной пятницы» и выявил заметные различия между поколениями: старшее поколение относится к распродажам с недоверием и предпочитают офлайн, тогда как молодые активно готовятся к скидкам и делают выбор в пользу онлайн-покупок. Уточнялось, что среди респондентов старше 55 лет почти половина считают «черную пятницу» маркетинговым ходом и предпочитают обходить акции стороной. В то же время 34% готовы следить за предложениями без планов покупать, а лишь 15% выбирают товары именно в дни распродаж. Только 2% бумеров заранее составили список покупок.
Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ