Россияне стали более чем в два раза чаще интересоваться подработкой в общепите, рассказали «Известиям» рекрутинговые агентства. При этом интерес исполнителей к гибкому формату занятости в этой сфере сочетается с запросом бизнеса: количество предложений о подработке также выросло. Эксперты объясняют тренд легким и быстрым входом — опыта здесь не требуется, поэтому начать можно практически сразу после отклика на временную вакансию. О том, где чаще всего ищут временных сотрудников и каких именно, — в материале «Известий».
Где россияне хотят подработать
За год россияне стали в два раза чаще — на 122% — откликаться на вакансии в общественном питании, сообщили «Известиям» в «Авито Подработке».
— Мы видим, что интерес к подработке в общепите растет в целом по России, — рассказал директор сервиса Сергей Яськин. — Для исполнителей — в том числе без опыта — это возможность получать дополнительный доход и подрабатывать по удобному графику.
Среди ключевых специальностей в общепите самый заметный рост интереса наблюдается к позиции повара-кассира: исполнители стали в 2,6 раза (+161% год к году) чаще откликаться на такие предложения о подработке. При этом бизнес демонстрирует сопоставимую динамику: число предложений о частичной занятости по этой позиции выросло на 160%.
В hh.ru «Известиям» подтвердили, что в последние месяцы наблюдают рост числа резюме от соискателей, желающих найти подработку в сфере общепита. Как отметили в компании, в октябре и ноябре количество таких резюме на этом ресурсе — 1,7 млн, что на 63% больше, чем в августе-сентябре, то есть в начале бизнес-сезона.
«Данная активизация классическая и сезонная, — заявили в компании. — Для сравнения, в ноябре 2024 года активность россиян, желающих найти подработку в общепите, выросла на 59% относительно показателей начала осени 2024 года».
Наиболее активный рост числа резюме в рамках общепита на этой платформе наблюдается на позиции промоутера — на 57%, упаковщика и комплектовщика — на 45%, курьера — на 42%, пекаря, повара и кондитера — на 35%.
В компании SuperJob «Известиям» сообщили, что за месяц резюме в сфере «Туризм, гостиницы, общественное питание» в целом по РФ стало на 14% больше.
«Это ежегодный сезонный тренд: россияне ищут подработку на период январских каникул, — отметили в пресс-службе сервиса. — Анализ активных резюме, размещенных соискателями временной занятости на SuperJob за ноябрь 2025-го, показывает, что самым популярным вариантов подработки сейчас являются позиции продавцов и кассиров в ритейле. Сфера курьерской доставки — на втором месте. HoReCa (сфера гостеприимства. — «Известия») — на третьем месте: россияне размещают резюме на соискание подработки официантами и барменами».
Вакансий на подработку сейчас больше всего в сфере доставки заказов и ритейле: магазины и курьерские службы готовятся к ажиотажному предновогоднему спросу, добавили там.
Россияне действительно стали чаще искать подработку в общепите, подтвердил и гендиректор рекрутинговой компании «ТуБи» Роман Ерхов.
— Рост цен и желание укрепить бюджет усилили интерес к гибким форматам занятости, которые легко совмещать с основной работой, — сказал он. — Кроме общепита, люди всё активнее ищут временную работу в доставке, логистике, ритейле, гостиничном бизнесе, строительных работах, а также в сельском хозяйстве, включая занятость на полях и в переработке продукции. В отдельных направлениях рост спроса на подработку превышает двукратное увеличение.
— Наиболее заметно число откликов на предложения о частичной занятости в этой сфере увеличилось в ЮФО — на 162%, ЦФО — на 139%, СЗФО — на 127%, — сказал Сергей Яськин.
На уровне отдельных регионов этот рост особенно заметен в Москве (+185% год к году), Тамбовской области (+182%) и Республике Марий Эл (+175%). В топ-5 также вошли Томская область (+162%) и Санкт-Петербург (+159%).
Почему выбирают подработку
Подработки — часто это те места, где нет требований к опыту и образованию, напомнила и доцент кафедры статистики Российского экономического университета (РЭУ) Ольга Лебединская.
— Самый простой вариант — общепит, например, официант и бариста, — сказала она. — А рост спроса на рабочую силу в общепите связан с ростом рынка готовой еды. Второй по популярности способ заработать — предоставление услуг по перевозке. Причем последняя совершенно не ограничивается только пассажирами. На перевозке грузов, не имея образования, но обладая правами соответствующей категории, можно заработать гораздо больше.
Еще один вариант подработки связан с физическим трудом: грузчик, разнорабочий и мерчандайзер.
— Развитие платформ позволяет шире предлагать свои услуги и надомницам, это, например, пошив одежды. Еще один способ подработки — блогерская активность, — перечислила Ольга Лебединская. — И развитие искусственного интеллекта стимулирует развитие и множества подработок для начинающих специалистов, владеющих соответствующими навыками: создание ИИ-ролика на экраны на основе фото, генерация изображений с помощью ИИ и их корректировка, разработка ИИ-бота, личных ассистентов, разработка промптов (текстовых запросов, которые человек дает нейросети для выполнения определенной задачи. — «Известия»).
Притом что в целом сейчас наблюдается падение числа визитов россиян в кафе и рестораны, отметил руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый Труд» Алексей Неживой.
— Это заметно даже визуально — по количеству посетителей и по тому, насколько легко теперь найти свободный столик. Соответственно, большой поток людей перешел в сети общепита, — сказал эксперт. — Но сказать, что резко вырос спрос на сотрудников, тоже нельзя. Сейчас мы видим кризисные явления во многих отраслях из-за высокой ставки ЦБ и оптимизации персонала.
По его словам, сейчас наблюдается тренд, когда дорогой общепит замещается дешевым, но общая емкость рынка при этом сильно не растет.
— Нет того бума, который был раньше, когда компании активно переходили на аутсорсинг питания и можно было организовать предприятие, которое обслуживало бы несколько крупных компаний — обеспечивало бы завтраки, обеды, полдники. Сейчас подобного процесса не наблюдается, — заявил он.
Впрочем, ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев тренд на интерес россиян к подработке подтвердил.
— Сейчас фиксируется самый высокий прирост среди всех сфер временной занятости, — сказал он. — А общепит остается одной из самых доступных отраслей для быстрого входа.
Помимо общепита, по его словам, россияне активно ищут подработку в ритейле, гостиничном бизнесе и туризме. И картина с недобором временных работников во многом повторяет общий кадровый голод в экономике.