Накрыть на столик: россияне стали чаще искать подработку в общепите

Россияне стали чаще искать подработку в общепите
Валерия Мишина , Яна Штурма
Фото: Global Look Press

Россияне стали более чем в два раза чаще интересоваться подработкой в общепите, рассказали «Известиям» рекрутинговые агентства. При этом интерес исполнителей к гибкому формату занятости в этой сфере сочетается с запросом бизнеса: количество предложений о подработке также выросло. Эксперты объясняют тренд легким и быстрым входом — опыта здесь не требуется, поэтому начать можно практически сразу после отклика на временную вакансию. О том, где чаще всего ищут временных сотрудников и каких именно, — в материале «Известий».

Где россияне хотят подработать

За год россияне стали в два раза чаще — на 122% — откликаться на вакансии в общественном питании, сообщили «Известиям» в «Авито Подработке».

— Мы видим, что интерес к подработке в общепите растет в целом по России, — рассказал директор сервиса Сергей Яськин. — Для исполнителей — в том числе без опыта — это возможность получать дополнительный доход и подрабатывать по удобному графику.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Среди ключевых специальностей в общепите самый заметный рост интереса наблюдается к позиции повара-кассира: исполнители стали в 2,6 раза (+161% год к году) чаще откликаться на такие предложения о подработке. При этом бизнес демонстрирует сопоставимую динамику: число предложений о частичной занятости по этой позиции выросло на 160%.

В hh.ru «Известиям» подтвердили, что в последние месяцы наблюдают рост числа резюме от соискателей, желающих найти подработку в сфере общепита. Как отметили в компании, в октябре и ноябре количество таких резюме на этом ресурсе — 1,7 млн, что на 63% больше, чем в августе-сентябре, то есть в начале бизнес-сезона.

«Данная активизация классическая и сезонная, — заявили в компании. — Для сравнения, в ноябре 2024 года активность россиян, желающих найти подработку в общепите, выросла на 59% относительно показателей начала осени 2024 года».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Наиболее активный рост числа резюме в рамках общепита на этой платформе наблюдается на позиции промоутера — на 57%, упаковщика и комплектовщика — на 45%, курьера — на 42%, пекаря, повара и кондитера — на 35%.

В компании SuperJob «Известиям» сообщили, что за месяц резюме в сфере «Туризм, гостиницы, общественное питание» в целом по РФ стало на 14% больше.

«Это ежегодный сезонный тренд: россияне ищут подработку на период январских каникул, — отметили в пресс-службе сервиса. — Анализ активных резюме, размещенных соискателями временной занятости на SuperJob за ноябрь 2025-го, показывает, что самым популярным вариантов подработки сейчас являются позиции продавцов и кассиров в ритейле. Сфера курьерской доставки — на втором месте. HoReCa (сфера гостеприимства. — «Известия») — на третьем месте: россияне размещают резюме на соискание подработки официантами и барменами».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Вакансий на подработку сейчас больше всего в сфере доставки заказов и ритейле: магазины и курьерские службы готовятся к ажиотажному предновогоднему спросу, добавили там.

Россияне действительно стали чаще искать подработку в общепите, подтвердил и гендиректор рекрутинговой компании «ТуБи» Роман Ерхов.

— Рост цен и желание укрепить бюджет усилили интерес к гибким форматам занятости, которые легко совмещать с основной работой, — сказал он. — Кроме общепита, люди всё активнее ищут временную работу в доставке, логистике, ритейле, гостиничном бизнесе, строительных работах, а также в сельском хозяйстве, включая занятость на полях и в переработке продукции. В отдельных направлениях рост спроса на подработку превышает двукратное увеличение.

— Наиболее заметно число откликов на предложения о частичной занятости в этой сфере увеличилось в ЮФО — на 162%, ЦФО — на 139%, СЗФО — на 127%, — сказал Сергей Яськин.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

На уровне отдельных регионов этот рост особенно заметен в Москве (+185% год к году), Тамбовской области (+182%) и Республике Марий Эл (+175%). В топ-5 также вошли Томская область (+162%) и Санкт-Петербург (+159%).

Почему выбирают подработку

Подработки — часто это те места, где нет требований к опыту и образованию, напомнила и доцент кафедры статистики Российского экономического университета (РЭУ) Ольга Лебединская.

— Самый простой вариант — общепит, например, официант и бариста, — сказала она. — А рост спроса на рабочую силу в общепите связан с ростом рынка готовой еды. Второй по популярности способ заработать — предоставление услуг по перевозке. Причем последняя совершенно не ограничивается только пассажирами. На перевозке грузов, не имея образования, но обладая правами соответствующей категории, можно заработать гораздо больше.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов

Еще один вариант подработки связан с физическим трудом: грузчик, разнорабочий и мерчандайзер.

— Развитие платформ позволяет шире предлагать свои услуги и надомницам, это, например, пошив одежды. Еще один способ подработки — блогерская активность, — перечислила Ольга Лебединская. — И развитие искусственного интеллекта стимулирует развитие и множества подработок для начинающих специалистов, владеющих соответствующими навыками: создание ИИ-ролика на экраны на основе фото, генерация изображений с помощью ИИ и их корректировка, разработка ИИ-бота, личных ассистентов, разработка промптов (текстовых запросов, которые человек дает нейросети для выполнения определенной задачи. — «Известия»).

Притом что в целом сейчас наблюдается падение числа визитов россиян в кафе и рестораны, отметил руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый Труд» Алексей Неживой.

— Это заметно даже визуально — по количеству посетителей и по тому, насколько легко теперь найти свободный столик. Соответственно, большой поток людей перешел в сети общепита, — сказал эксперт. — Но сказать, что резко вырос спрос на сотрудников, тоже нельзя. Сейчас мы видим кризисные явления во многих отраслях из-за высокой ставки ЦБ и оптимизации персонала.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По его словам, сейчас наблюдается тренд, когда дорогой общепит замещается дешевым, но общая емкость рынка при этом сильно не растет.

— Нет того бума, который был раньше, когда компании активно переходили на аутсорсинг питания и можно было организовать предприятие, которое обслуживало бы несколько крупных компаний — обеспечивало бы завтраки, обеды, полдники. Сейчас подобного процесса не наблюдается, — заявил он.

Впрочем, ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев тренд на интерес россиян к подработке подтвердил.

— Сейчас фиксируется самый высокий прирост среди всех сфер временной занятости, — сказал он. — А общепит остается одной из самых доступных отраслей для быстрого входа.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Помимо общепита, по его словам, россияне активно ищут подработку в ритейле, гостиничном бизнесе и туризме. И картина с недобором временных работников во многом повторяет общий кадровый голод в экономике.