Положить газ: российские компании нацелены на новые месторождения в Алжире

Российские компании нацелены на новые месторождения газа Алжира
Альберт Калашян
Фото: Global Look Press/Stefan Sauer

Российским и алжирским компаниям удается находить варианты для преодоления санкций против РФ, сообщил «Известиям» посол в Алжире Алексей Соломатин. Сейчас наша страна продвигает на алжирский рынок сельхозпродукцию, готовит проекты в фармацевтике, банковской сфере и транспорте. Кроме того, по словам дипломата, российские нефтегазовые компании нацелены на наращивание сотрудничества с Алжиром в сфере разработки новых месторождений, поставок оборудования и обслуживания инфраструктуры. Республика остается одним из ведущих торговых партнеров Москвы в Африке. Ее власти проявляют интерес к российским технологиям в сфере мирного атома. Увеличивается и турпоток: выдача туристических виз алжирцам выросла на 11% за десять месяцев 2025 года.

Алжир заинтересован в мирном атоме

Алжир на протяжении многих лет остается одним из ключевых торговых партнеров России в Африке, страны связывают отношения дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, построенные на принципах равноправия и уважения. Об этом «Известиям» рассказал посол РФ в Алжире Алексей Соломатин.

— В настоящее время ведется активная работа по продвижению на местный рынок российской продукции, в первую очередь сельскохозяйственной. Прорабатываются проекты в различных сферах: фармацевтической, банковской, транспортной и других. Несмотря на давление и незаконные односторонние санкции, введенные «западниками» против нашей страны, отечественные и алжирские компании находят варианты для преодоления возникающих трудностей и выстраивания взаимовыгодного сотрудничества, — заявил дипломат.

Одним из центральных направлений остается топливно-энергетический сектор. Глава российской дипмиссии отметил, что Алжир проявляет интерес к российским разработкам в области мирного атома. РФ тоже готова развивать это направление, тем более что уже налажены прямые рабочие контакты между профильными структурами двух стран.

— Наши нефтегазовые компании нацелены на дальнейшее наращивание взаимодействия с Алжиром, в том числе в сфере поставок оборудования, обслуживания инфраструктуры и разработки новых углеводородных месторождений, — рассказал Алексей Соломатин.

Алжирская углеводородная отрасль, возглавляемая государственной компанией Sonatrach, в последние годы активно и успешно ведет разведку новых месторождений, особенно природного газа. Это соответствует национальной цели — повысить добычу со 137 млрд до 200 млрд куб. м в год в среднесрочной перспективе.

С января 2024 года Sonatrach объявила о восьми крупных открытиях, выполненных самостоятельно на ранее неразведанных или слаборазработанных участках. По оценке специалистов, новые месторождения должны существенно увеличить доказанные запасы, прежде всего природного газа, хотя точные объемы добычи пока не раскрываются.

Страна и без того обладает одним из крупнейших в Африке и мире запасом природных ресурсов. Доказанные запасы природного газа составляют 4,55 трлн куб. м. Это второе место в Африке после Нигерии и восьмое место в мире, 2,6% всех мировых запасов. Кроме углеводородов, недра страны богаты рудными полезными ископаемыми: здесь добывают уголь, уран, железо.

Треть зерна в Алжире — российская

На нефтегазовый сектор приходится 98% экспортной выручки Алжира. При этом власти страны придают особое значение экономической диверсификации: новая промышленная стратегия президента Абдельмаджида Теббуна предполагает ускоренное развитие «зеленого» водорода, горнодобывающей отрасли, сельского хозяйства, тяжелой промышленности и туризма. На 2027 год поставлена цель — объем несырьевого экспорта должен превысить $15 млрд.

Российская политика в Магрибе — регионе, включающем Алжир, Марокко, Тунис, Ливию и Мавританию, — строится вокруг стратегических интересов Москвы, связанных с энергетикой, торгово-экономическим взаимодействием, безопасностью и укреплением позиций на Африканском континенте, отмечают эксперты.

— Алжир действительно можно считать важной «точкой входа» России в регион Магриба — и две страны стремительно расширяют партнерство. Например, это хорошо заметно в секторе сельского хозяйства. Сегодня Алжир импортирует больше зерна из России, чем из Франции: каждая третья тонна зерна на местном рынке — российская, — рассказал «Известиям» востоковед Леонид Цуканов.

Эксперт также обратил внимание на военно-техническое сотрудничество, указав, что Алжир входит в тройку крупнейших покупателей российской оборонной продукции, а продукция российского ВПК занимает почти три четверти национального рынка. По словам Цуканова, совокупный товарооборот между странами по итогам 2024 года превысил $2 млрд, и тенденция указывает на его дальнейший рост. Он добавил, что благодаря своему географическому положению Алжир способен стать важным опорным пунктом для расширения российского военного присутствия за рубежом.

Интерес к формату БРИКС остается одним из внешнеполитических ориентиров Алжира. Страна в 2024 году присоединилась к Новому банку развития БРИКС, что открыло доступ к альтернативным источникам финансирования. Алжирский депутат Аль Сид Аш-Шейх Вахид ранее заявлял «Известиям», что участие в банке положительно скажется на экономическом развитии страны и привлечении инвестиций.

После начала СВО Алжир сохранил плотные связи с Россией в экономике, политике и военно-технической сфере. В 2023 году Теббун посетил Москву, подчеркнув, что поддержка России способствует сохранению национальной независимости его страны.

Алжирцы стали чаще посещать Россию

Активно растет количество деловых и правительственных визитов. В сентябре Алжир участвовал в выставке World Food Moscow 2025, куда прибыла делегация из 15 агропромышленных компаний. В октябре страну посетили представители «Деловой России» во главе с Алексеем Репиком, они провели переговоры с президентом Абдельмаджидом Теббуном и руководителями крупнейших ведомств. В ноябре в Алжире прошла многоотраслевая деловая миссия «Российского экспортного центра»: около двух десятков отечественных компаний провели более 150 встреч с алжирскими партнерами.

На фоне ускоряющихся контактов стабильно растет и взаимный турпоток, сообщил Алексей Соломатин. Важную роль в этом играет наличие регулярного авиасообщения между странами — самолеты летают трижды в неделю.

— После снятия связанных с пандемией коронавирусной инфекции ограничений интерес со стороны алжирцев к отдыху в России заметно вырос. За десять месяцев этого года было выдано на 11% больше туристических виз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — рассказал дипломат.

Посол отметил, что Алжир пока не относится к числу массовых туристических направлений для россиян, однако, по его оценке, потенциал страны в этой сфере весьма значителен.

Он подчеркнул, что Алжир обладает уникальными преимуществами: богатым историческим наследием — от древнеримских руин до арабо-мавританской архитектуры, — самобытной культурой и кухней, а также редким разнообразием природных ландшафтов. В Алжире можно в течение одного дня оказаться на море, в горах и в пустыне. Дипломат выразил уверенность, что это направление будет развиваться и привлекать всё больше российских туристов.