В среду, 26 ноября, в возрасте 87 лет ушел из жизни советский и российский актер Всеволод Шиловский. Он жил театром и кино, посвятив актерской и преподавательской деятельности всю жизнь. Самые яркие моменты из биографии народного артиста РСФСР — в материале «Известий».
Умер Всеволод Шиловский: что известно об актере
Народный артист РФСФСР, актер театра и кино, режиссер Всеволод Шиловский скончался на 88-м году жизни, сообщили 26 ноября в пресс-службе его театра-студии.
Причина трагедии официально пока не раскрывается. Известно, что актер не любил обсуждать проблемы со здоровьем публично и предпочитал избегать излишнего внимания.
О времени и месте прощания с актером, а также о дате похорон будет известно позднее.
Несколько раз избежал смерти
Всеволод Шиловский родился 3 июня 1938 года в Москве. С самого детства он мечтал стать артистом, поэтому еще в школе начал заниматься в кружке Дома пионеров. Его первым педагогом стал актер Николай Баженов, который и научил Шиловского работать с материалом.
В 1961 году Всеволод Шиловский окончил Школу-студию МХАТ и был приглашен в труппу, где работал до 1987 года. Широкую известность ему принесли роли в фильмах и сериалах «Валентина», «Голос», «Торпедоносцы», «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Барханов и его телохранитель», «Жизнь Клима Самгина», «Узник замка Иф», «Каменская», «Дальнобойщики», «Марш Турецкого». Шиловский также работал в качестве режиссера над картинами «Миллион в брачной корзине», «Блуждающие звезды», «Кодекс бесчестия» и «Приговор». Всего на его счету более 150 ролей в фильмах и сериалах.
Актер, можно сказать, родился в рубашке. Ему посчастливилось избежать смерти, о чем сам он не раз рассказывал в интервью. В годы Великой Отечественной войны. Юный Шиловский вместе с мамой плыл на барже в Казань в эвакуацию, однако увидел открытый люк и упал в него. Спас любопытного мальчика матрос, который чудом оказался в трюме и успел его поймать.
Павел Шиловский, сын актера
Папа прожил интересную, насыщенную и красивую жизнь. Он был ответственным отцом и прекрасным преподавателем, давал правильные жизненные наставления. Во многом именно благодаря ему сложилась моя судьба. Хотя, честно скажу, не для всех он был столь хорошим педагогом. Да и сам не всегда строго следовал собственным наставлениям, но формулировал их блестяще.
У папы был собственный театр, его студия. Его артисты и ученики были для него как родные дети. Да и вообще актерскую профессию он ставил превыше всего.
Пожалуй, самыми счастливыми для него были годы преподавания. Тогда он буквально купался в этой энергии, передавал ученикам знания и опыт. Ему действительно было что передать. И результат мы видим в том, сколько учеников он воспитал. Это приятно и очень показательно.
Лет 15 назад у него было заболевание, которое удалось успешно остановить. А полгода назад вновь возникли серьезные проблемы со здоровьем: онкология, затем желтуха. Но до последнего он выходил на сцену. Это придавало ему сил — какое-то время держало его. Но затем организм уже не выдержал. Просто устал бороться.
Еще 3 июня он широко отмечал свой день рождения — в театре, в кругу артистов, друзей, коллег. И даже смог выйти на сцену и произнести монолог на 10 минут, хотя это было уже очень тяжело.
Актерская и режиссерская жизнь Всеволода Шиловского
Одной из первых ролей Шиловского был Керубино в «Женитьбе Фигаро» Пьера Бомарше, а затем он сыграл Костылева в спектакле «На дне» по пьесе Максима Горького. Одновременно он стал преподавать в своей альма-матер, а также попробовал силы в режиссуре, поставив со студентами пьесу Жана Ануя «Медея».
Впоследствии Шиловский продолжил ставить спектакли для МХАТа, среди его работ «На всякого мудреца довольно простоты», «Мятеж», «Волоколамское шоссе», «Тихо репетируем Толстого» и др.
В кино актер дебютировал в 1965 году в эпизодической роли в семейной драме «Наш дом». В 1977 году Всеволод Шиловский появился в культовом детективном сериале «Следствие ведут знатоки». Позднее актер снялся более чем в 100 фильмах и сериалах, среди которых «Каменская», «Марш Турецкого», «Интердевочка», «Избранник судьбы» и многих других.
Зрители больше всего полюбили его за роли в картинах «Любимая женщина механика Гаврилова», «Влюблен по собственному желанию» и «Военно-полевой роман». Шиловский умел работать в разных амплуа. Он играл и Наполеона, и хитрого и обаятельного главаря банды, и отрицательного папашу-вымогателя.
В качестве режиссера Шиловский дебютировал в 1972 году, поставив первый советский сериал «День за днем». Картины Всеволода Шиловского всегда имели успех у зрителей, особенную популярность в начале 1990-х годов получила лента режиссера «Кодекс бесчестия».
В 1995 году он стал профессором Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК).
Заслуженный артист РФ Вячеслав Невинный
Для меня Всеволод Николаевич Шиловский — это прежде всего детство. Дом, родители, праздник, гости... И среди гостей — он, которого все называли только Севкой Шиловским. Молодые, веселые, остроумные артисты, шумные и счастливые — я, восьмилетний ребенок, смотрел на всё это как на волшебство.
Помню, как Севка пришел к нам в огромной новой норковой шапке. В тот вечер у нас был новый магнитофон с кассетами — редкость в те годы. Среди записей была популярная тогда группа «Чингисхан». Когда Севка вошел в прихожую, все его радостно встречали. Он смеясь говорил: «Ребята, смотрите, какую я дефицитную вещь достал!» — и показывал свою шапку. Мама тут же шепнула мне: «Включи «Чингисхан». Я быстро развернул динамик и поставил запись. Мама сказала: «Севка, надевай шапку!» — и когда зазвучала музыка, его лицо с этой папахой стало буквально воплощением татаро-монгольского воина. Это было невероятно смешно: даже я, ничего не понимающий ребенок, покатился со смеху, а взрослые артисты просто не могли остановиться. Он начал изображать всадника, «скакал» по комнате, будто ведет за собой целое войско. Эта сцена навсегда врезалась мне в память.
Спустя годы, приходя к нему в театр, я уже видел его серьезные спектакли, работы его учеников. Позже, когда театр стал полностью его, он на каждом вечере говорил обо мне: «Я ведь его еще маленьким на руках держал, на коленях качал, с детства нянькал почти».
Всеволод — потрясающий артист, режиссер, киноактер. Он — плоть от плоти того старого, классического МХАТа, еще единого, до разделения. Того большого, фундаментального театра с его тремя сценами — «Бермудским треугольником», как их в шутку называли. Настоящий наследник школы, где еще витал дух Станиславского.
К Всеволоду Николаевичу у меня было почти родственное чувство — почти как к отцу. Поэтому эта потеря невосполнима. Ушла часть нашей жизни — моей жизни. И это страшно больно, горько и очень трудно пережить.
Работы в новом тысячелетии
В новом тысячелетии после некоторого перерыва Всеволод Шиловский вернулся к режиссуре и снял несколько работ, в том числе шестисерийный фильм «Люди и тени», где исполнил главную роль.
Одним из главных событий последних лет жизни народного артиста стало открытие Театра-студии Всеволода Шиловского в самом центре Москвы, у станции метро «Театральная», на Петровке.
Практически до последних дней жизни Всеволод Шиловский продолжал трудиться. Он даже говорил ранее: «Я без своего театра уже не могу. Отними его завтра — и меня завтра же не будет».
Достижения и награды Всеволода Шиловского
В 1986 году Всеволод Шиловский получил звание народного артиста РСФСР, в 1997 году награжден орденом Дружбы, а в 2015-м — Почета. В 2006 и 2021 годах получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней соответственно. В 2018 году награжден почетной грамотой президента РФ.
За роль священника Еремея в фильме «Жила-была одна баба» Всеволод Шиловский был удостоен специального приза Анатолия Папанова на Всероссийском кинофестивале актеров-режиссеров «Золотой Феникс».
Шиловский оставил мемуары, названные им «Две жизни». Книга стала увлекательным путешествием по биографии мастера, который эмоционально и искренне рассказал о творческом и житейском — о студенческой юности, знаменитых «мхатовских стариках», о тех, кого любил и с кем работал, о том, что происходило на сцене и в кино — в свете рампы и за кадром.
Много страниц книги посвящено Московскому художественному театру, тайнам его закулисья 1940–1980-х годов, выдающимся деятелям и традициям.
С 2008 года — президент Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс».