Полюбите меня хорошим

Режиссер Оксана Карас сняла современную версию «Курьера»
Николай Корнацкий
Фото: WDSSPR Disney

В прокат выходит «Хороший мальчик» — триумфатор последнего «Кинотавра», заставивший вспомнить советскую классику подросткового кино.

Ученику 9-го класса Коле Смирнову (Семен Трескунов) предстоит безумная неделя. Папа (Константин Хабенский), немножко «поехавший» от безработицы и затворничества, заставляет семью жить по космическому времени — то есть спать с перерывом в 36 часов.

Юное сердце Коли тем временем разрывается между неприступной старшеклассницей и учительницей английского, однако обеих ему не видать, как своих ушей. Первая не только встречается с главным хулиганом района, она еще и дочь директора (Михаил Ефремов).

Что до второй — та, конечно, педагог и сильно старше. Но самое важное — у Коли и здесь есть некий, пока неизвестный, соперник. В дополнение ко всему ночью кто-то поджигает школу. Подозреваются все.

Будь режиссером «Хорошего мальчика» кто-то попроще, на первый план неминуемо бы вышла детективная линия, но вчерашняя дебютантка Оксана Карас (это второй ее фильм) не ищет легких путей и снимает лирическую комедию о взрослении в духе «Курьера» или «100 дней после детства». Особенно приятно, что фильм довольно откровенно — оставаясь в пределах здравого смысла и зрительского кино — говорит о самом щекотливом периоде в жизни подростка, когда он вот-вот станет мужчиной.

Коля Смирнов — действительно хороший мальчик. Шебутной, но умный не по годам. Всего за неделю Коля понимает, что всё в мире неоднозначно. Что манипулировать окружающими легко, но разобраться в себе — сложно. Однако главное его открытие состоит в том, что взрослые остаются теми же детьми, просто растерявшими непосредственность.

Половина успеха «Хорошего мальчика» — это Семен Трескунов. Парню еще нет 16, а в его послужном списке несколько десятков фильмов и сериалов, и не только эпизоды. В семейной комедии «Призрак» он играл на равных с Федором Бондарчуком, и полученный последним «Золотой орел» на самом деле выдан, конечно, им двоим.

Второй план «Хорошего мальчика» также на редкость симпатичен, хотя фильм густонаселен и не всем хватает экранного времени. Например, харизматику Александру Палю («Горько!», «Все и сразу») в роли учителя информатики большую часть картины откровенно нечем заняться.

Хвалить Константина Хабенского — уже немного дурной тон, но он здесь безукоризненно хорош. Неудачник, переплавивший жизненные поражения в личную философию нонконформизма — папа Коли довольно мерзок, когда вымещает обиды на семье, но чрезвычайно трогателен в своих попытках нежности. Целый фильм можно было построить только на его взаимоотношениях с сыном.

В «Хорошем мальчике» вообще много точных деталей и здорового абсурда, недаром за сценарий отвечал помимо прочих Михаил Местецкий («Легенда № 17», «Горько!»). Например, такой момент — насколько взрослые любят играть во взрослых. Грядет праздник, самоуверенная девица хочет танцевать дэнсхолл, но завуч одергивает: «Ты в России, Дронова!», и вместо ямайских танцев ставит заскорузлую польку, которую явно когда-то ненавидела сама.

Единственное, что портит общее впечатление, — фильм слишком старается стать зрительским. Финал скомкан и упрощен — похоже, в погоне за хронометражем некоторые линии и эпизоды остались за бортом.

Как бы то ни было, главную задачу «Хороший мальчик» выполняет. Полтора часа дети могут полюбоваться на себя в формате большого экрана, а родители — ностальгировать по временам, когда еще не всё в их жизни было предопределено.