Входной путь: РФ создает транспортный коридор с Китаем по реке Лене

Россия создает транспортный коридор с Китаем по реке Лена
Кирилл Фенин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Валентин Егоршин

Россия начала формирование транспортного маршрута Мохэ — Найба, который соединит порты Северного Ледовитого океана и КНР. Об этом на совещании в Якутске заявил помощник президента и глава Морской коллегии Николай Патрушев. По его словам, к проекту привлекут крупные инфраструктурные компании. Основой маршрута будет река Лена, для развития судоходства на ней требуется обновить речной флот. Объем грузоперевозки по этому коридору может составить около 20 млн т, отметил глава Якутии Айсен Николаев. Эксперты полагают, что коридор повысит геополитическое и экономическое значение России в международной торговле.

Проект коридора Мохэ — Найба

На фоне усиления западных санкций и попыток помешать российской торговле в Черном и Балтийском морях одной главных задач России стало формирование альтернативных маршрутов. Вновь стали актуальными проекты коридоров Север — Юг и Трансарктического маршрута. Один из предполагаемых путей должен пройти по территории Якутии — самого большого региона в мире.

Россия начала работу по формированию международного транспортного коридора Мохэ — Найба, способного в перспективе обеспечить загрузку Трансарктического транспортного коридора, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев на совещании в Якутске.

— Сегодня для развития Ленского бассейна открываются широкие перспективы. Река Лена может быть не просто региональной артерией, а логистическим направлением национального и международного значения, — подчеркнул Патрушев.

Помощник Президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев проводит в Якутске совещание по вопросам грузоперевозок в Ленском бассейне

По плану на берегу моря Лаптевых, в селе Найба, будет построен глубоководный порт. Недалеко от него находится город Тикси со своим портом, грузооборот которого с 2009 по 2022 год вырос почти в 17 раз. Однако его глубина — около 5 м, в то время как акватория у Найбы достигает 14 м в глубину. Теперь населенные пункты будут развиваться как единая агломерация, а первый этап строительства морского порта в Найбе должен завершиться к 2030 году.

Новый инфраструктурный узел планируется соединить с китайским городом Мохэ на берегу Амура с помощью железных и автомобильных дорог. Глава Якутии Айсен Николаев сообщил, что грузопоток по маршруту Мохэ — Найба может дойти до 20 млн т в год. Главное преимущество коридора — в его протяженности в 4 тыс. км, что в два раза меньше, чем участок пути от Тикси до Владивостока морем.

— Для реализации этого проекта необходимо создать бесшовную транспортную систему — единый комплекс, включающий портовые терминалы, судоходную инфраструктуру, сервисные центры и современные логистических узлы, связанные с железнодорожными и автомобильными маршрутами. Это масштабная задача, требующая значительного объема финансовых ресурсов, — сказал глава Морской коллегии РФ.

Вопрос инвестиций остается крайне важным, поскольку проект планируется развивать в сложных климатических и экономических условиях. Айсен Николаев ранее говорил, что на первый этап строительства порта в Найбе планируется направить 4,98 млрд рублей из федерального бюджета.

Николай Патрушев предложил для развития транспортной инфраструктуры Ленского бассейна использовать различные формы государственно-частного партнерства и инструменты фондового рынка, привлекать крупнейшие инфраструктурные компании, имеющие соответствующие финансовые ресурсы и опыт реализации больших проектов.

В условиях конфликта с коллективным Западом и стратегического поворота на Восток Сибирь приобретает ключевое значение, рассказал в беседе с «Известиями» замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

— Это ресурсная база России, которая позволит обеспечить тот самый поворот на Восток, поскольку именно ресурсы Сибири позволяют России развивать выгодные отношения с дальневосточными странами, — подчеркнул эксперт.

Шаповалов отметил, что сейчас развиваются транспортных маршрута, которые свяжут сибирские регионы с КНР и Монголией. Помимо Мохэ — Найба это газопровод «Сила Сибири – 2», меморандум о строительстве которого был подписан в сентябре.

Развитие речного судоходства в России

Второй важной темой совещания в Якутии стал вопрос речных перевозок. Для республики это жизненно важный способ транспортировки грузов. Николай Патрушев констатировал наличие ряда проблем: износ инфраструктуры речных портов и причалов на отдельных объектах достигает 80%, в некоторых случаях выгрузка производится на необорудованный берег.

— Отсутствие достаточного числа земснарядов и невозможность выполнения дноуглубительных работ в необходимом объеме не позволяют обеспечить требуемые глубины и использовать суда типа «река – море» большой грузоподъемности, что ограничивает пропускную способность водных путей Ленского бассейна, приводит к удорожанию северного завоза и сдерживает экономическое развитие региона, — обратил внимание Патрушев.

Но самая острая проблема — неудовлетворительное состояние флота, значительная часть которого устарела. Критический срок эксплуатации превышен более чем у половины речных судов. Темпы списания флота в четыре с половиной раза опережают темпы его пополнения. Региону требуется обновить почти 300 судов.

Для этого и нужна Жатайская судоверфь, первая производственная линия которой была запущена в эксплуатацию в апреле 2025 года. Как сообщили «Известиям», сейчас там идет строительство малотоннажного парома для сельскохозяйственных нужд. Верфь оснастили самым современным оборудованием — станками плазменной и газовой резки с ЧПУ, гибочными прессами, современными фрезерными, сверлильными и токарными станками.

Проектная мощность Жатайского завода — 10 единиц судов класса «река – море» в год, причем в их число входят и суда ледового класса, а значит, спущенные на воду здесь, можно будет использовать и на Северном морском пути.

Однако сначала новая верфь должна быть встроена в систему кооперационных связей судостроительной промышленности и обеспечена заказами на строительство новых судов. Прямо на совещании Николай Патрушев попросил Минпромторг России и Минтранс России оказать содействие по включению верфи в имеющиеся программы по производству судов и проработать вопрос об оказании необходимой государственной поддержки.

Впрочем, уже во время посещения завода начались обсуждения будущих контрактов. Жатайская судоверфь сотрудничает с Онежским и Балтийским заводами, новым партнером могут стать верфи Калининграда и завод «Ак Барс» в Татарстане.