«Калашников» вышел в виртуальное пространство

Производитель оружия получил права на бренды «АК-47» и «АК-74» в компьютерных играх
Василиса Белокопытова
Фото: ТАСС/Стоян Васев

АО «Концерн «Калашников» зарегистрировало товарные знаки «АК-47» и «АК-74» по новым классам — теперь производители видеоигр обязаны заключать лицензионные соглашения с компанией за использование названия этого оружия в играх. Эксперты сходятся во мнении, что «Калашников» идет в правильном направлении: оружие данной марки задействовано в сотнях компьютерных игр. В то же время юристам концерна придется осваивать целину: в России нет прецедентов по судебным разбирательствам об использовании товарных знаков в играх.

АО «Концерн «Калашников» в начале ноября этого года получило государственную регистрацию двух товарных знаков «АК-47» и «АК-74» по новым классам международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Теперь компания обладает правом на товарные знаки в видеоиграх, содержащих изображения оружия, мультфильмах, часах, ножах, печатной продукции, боеприпасах и моделях оружия. Это означает, что производители указанных видов товаров обязаны заключать с «Концерном «Калашников» лицензионные соглашения, в противном случае компания имеет право обратиться в суд.

Эксперты считают, что в первую очередь «Концерн «Калашников» будет обращаться к производителям видеоигр, предлагая заключить договор и оплатить использование оружия в играх. Это могут быть как российские разработчики игр, так и иностранные, распространяющие свои игры на территории России. В этом случае потенциальным клиентом «Калашникова» может стать Mail.ru Group с игрой Warface, американский разработчик Valve с популярной игрой Counter-Strike и многие другие известнейшие производители.

Менеджер по направлению «Игры и киберспорт» соцсети «ВКонтакте» Александр Щепилов считает, что интерес «Калашникова» очевиден — рынок видеоигр огромен и может принести компании существенный доход за предоставление собственного товарного знака.

— В «Концерне «Калашников» заметили, что внимание общественности приковано к игровой индустрии и киберспорту, где сейчас крутятся огромные деньги, и решили получить свой кусочек, — размышляет Александр Щепилов. — Количество шутеров, где присутствует АК-47, исчисляется сотнями, значит, потенциальный доход компании от передачи прав на использование товарного знака составляет миллионы долларов. Но в целом в играх товарные знаки являются сюжетной составляющей, частью истории, как в книгах или фильмах, эта сфера не должна регулироваться законом.

Заявления на государственную регистрацию были поданы представителями «Калашникова» 20 января 2014 года, с этого момента и наступает правовая охрана знака. Как поясняют юристы, в случае судебного разбирательства с производителями, использовавшими товарный знак до 2014 года, суд, скорее всего, встанет на сторону разработчиков игр и им не придется платить компании за использование товарных знаков «АК-47» и «АК-74».

Опрошенные «Известиями» юристы не вспомнили ни одного рассмотренного российским судом дела об использовании товарных знаков в играх. А в США такая практика развита. В 2011 году Верховный суд США впервые вынес решение о споре между прокурором Калифорнии Джерри Брауном и Торговой ассоциацией развлечений (Entertainment merchants industry) относительно жестокости видеоигр и продаже их детям. Суд принял сторону разработчиков игр, сославшись на первую поправку к конституции США, которая предполагает свободу слова и свободу прессы. Это дело положило начало ряду судебных разбирательств, связанных с видеоиграми, включая использование товарных знаков. В 2012 году состоялось разбирательство между разработчиком игры Battlefield Electronic Arts и американским промышленным конгломератом Textron об использовании товарных знаков вертолетов, права на которые принадлежат Textron. Суд тогда отклонил отсылки Electronic Arts к первой поправке, указав, что «вертолеты в игре весьма реалистичны, а потребитель может предположить, что Textron спонсировал или участвовал в разработке игры». После этого компании заключили лицензионное соглашение об использовании товарного знака, условия которого не раскрываются.

Юрист в сфере компьютерных игр Сергей Лидовский рассказал, что в России редко заключаются лицензионные соглашения между разработчиками игр и правообладателями товарных знаков. А вот если «Концерн «Калашников» создаст новые прецеденты использования товарного знака в играх, это изменит игровую индустрию в России.

— Юридические вопросы использования в компьютерных играх известных брендов до конца не решены, судебная практика в США в этой сфере только формируется, в России же она пока отсутствует вовсе, — комментирует Сергей Лидовский. — В ряде случаев действительно речь идет о коммерческом использовании чужих брендов в играх, а иногда имеет место обычное упоминание бренда в игре, не связанное с извлечением прибыли. Подходы к решению этих ситуаций должны быть разными. Если с «Калашниковым» кто-то не согласится подписывать соглашение и платить за использование товарного знака, это создаст интересный прецедент и поднимет важные вопросы регулирования этого рынка.

В «Концерне «Калашников» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.