Токио не собирается отказываться от поставок российского газа, заявили «Известиям» в посольстве Японии в РФ. Несмотря на новый виток американского давления, страна «сделает всё» для сохранения стабильных поставок в рамках проекта «Сахалин-2». Хотя во время недавнего визита в Японию Дональд Трамп просил премьер-министра Санаэ Такаити прекратить импорт российских энергоносителей. Параллельно в конгрессе США продвигается законопроект, позволяющий вводить до 500% пошлин против стран, продолжающих покупать российскую нефть и газ. Эксперты уверены, что эти ограничения не коснутся Токио. О том, почему российский газ остается важным для японской экономики и как Вашингтон вынуждает Токио сменить курс, — в материале «Известий».
Япония продолжит закупать российский газ
Токио не намерен отказываться от российского газа и будет делать всё для его стабильных поставок в страну, заявили «Известиям» в посольстве Японии в Москве.
— Обеспечение природным газом из-за рубежа, в том числе в рамках проекта «Сахалин-2», важно с точки зрения энергетической безопасности Японии, поэтому мы будем принимать все меры для того, чтобы со стабильным обеспечением объемов поставок в Японию не возникало проблем, — отметили в диппредставительстве.
В конце октября Японию посетил президент США Дональд Трамп. По данным СМИ, в ходе визита он просил японского премьера Санаэ Такаити прекратить импорт российского сжиженного газа (СПГ), а в перспективе свернуть и прочие закупки энергоносителей из РФ. Reuters пишет, что эта тема поднималась не только на официальных переговорах, но и во время совместного ланча двух лидеров.
Такаити, как пишут в прессе, сказала, что ввести запрет на российский СПГ «будет крайне сложно»: за счет него обеспечивается около 9% японского импорта СПГ, поставки закреплены в долгосрочных контрактах до 2028–2033 годов. Преждевременный выход из них грозил бы Японии штрафами и скачком цен на электроэнергию.
Японский премьер также подчеркнула, что если Токио бросит «Сахалин-2» и откажется от российского СПГ, то этим «будут довольны только Китай и Россия», потому что китайские компании смогут зайти в проект на место японцев. В итоге сам газ не исчезнет с рынка, а просто уйдет в Китай и другие азиатские экономики.
— Политика нашей страны в отношении России определяется нами самостоятельно, исходя из того, что отвечает национальным интересам Японии, — уточнили «Известиям» в японском посольстве.
Японцы уже сегодня отмечают, что часть российского СПГ, находящегося под санкциями, поставляется в Китай по цене на 20–30% ниже рыночной, отметила в разговоре с «Известиями» старший научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Ольга Добринская. Усиление санкций рассматривается Токио как фактор, создающий еще более благоприятные условия для Китая как основного покупателя российских углеводородов.В то же время угрозы для Японии от торговли с Россией никуда не исчезли. Трамп публично угрожал ввести 100-процентные тарифы на импорт из стран, продолжающих покупать российскую нефть и газ. Впрочем, еще летом 2025 года Вашингтон и Токио объявили о заключении торговой сделки с пошлиной в 15% почти на все японские товары в США.
Но сейчас в США продвигают законопроект, в котором предлагается ввести до 500% пошлины на импорт из стран, которые продолжают торговлю энергоносителями с Москвой. В первую очередь, это направлено против Индии, Китая и Бразилии, однако формально под действие могут попасть и такие союзники, как Япония и Южная Корея.
При этом Вашингтон вряд ли будет накладывать дополнительные ограничения на Японию в связи с закупкой энергоресурсов у России, считает старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Олег Казаков.
— Япония всё-таки близкий партнер США, и Соединенные Штаты заинтересованы в том, чтобы она помогала им организовывать систему безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, — считает эксперт.
Вашингтон будет оказывать давление на Нью-Дели и Пекин в этом отношении, однако для Токио будет сделано исключение, уверен Казаков.
Будущее газовых проектов с Японией
В то же время возросшее давление со стороны США и стремление Вашингтона переориентировать Токио на участие в планируемом проекте производства СПГ на Аляске создают негативный фон для будущего российско-японского сотрудничества, считает эксперт.
— Долгосрочные контракты японских компаний на покупку СПГ с «Сахалина-2» истекают в 2026–2033-х годах, и с японской стороны уже звучат заявления о вариантах постепенно переформатирования сотрудничества, в частности, перехода на спотовые сделки, — отметила Добринская.
«Сахалин-2» — это российский шельфовый нефтегазовый проект, включающий морские платформы, 800-километровые трубопроводы через весь остров и первый в России СПГ-завод. Именно в Пригородном, на юге Сахалина, расположены резервуары и причал для газовозов и танкеров, которые доставляют энергоресурсы уже непосредственно в Японию.
Токио с самого начала был совладельцем проекта через консорциум компаний Mitsui и Mitsubishi. После введения санкций они сохранили свои доли в новом российском операторе, которым стал «Сахалин Энерджи» (Sakhalin Energy LLC). В итоге «Газпрому» принадлежит 77,5%, Mitsui и Mitsubishi — 12,5 и 10% соответственно. В 2024 году около 56% всего СПГ с этого проекта ушло в Японию, 28% — в Китай, 16% — в Южную Корею.
Параллельно с этим существует и нефтегазовый проект «Сахалин-1». Изначально он создавался совместно американской ExxonMobil, «Роснефтью», японским консорциумом SODECO и индийской компанией ONGC. В 2022 году ExxonMobil вышла из проекта, а SODECO в нем остался с долей в 30%. Половина капитала этого консорциума принадлежит японскому государству, остальное — крупным японским трейдерам и нефтегазовым компаниям.
— В Синей книге по дипломатии, официальном документе японского МИДа, отмечена важность проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» для энергетической безопасности Японии в средне- и долгосрочной перспективе. И на уровне правительства, и на уровне бизнеса неоднократно подчеркивалось намерение продолжать энергетическое сотрудничество с России, — пояснила Ольга Добринская.
Россию и Японию в этом отношении связывают длительные контракты, более низкие цены и удобная логистика, отметил Олег Казаков. Всё-таки Сахалин и Хоккайдо — это практически соседние острова.
Реальной альтернативы российскому СПГ у Японии на данный момент нет, подчеркнула эксперт. Вашингтон добивается от Токио, чтобы японские компании вкладывались в Alaska LNG, крупный американский проект добычи и экспорта сжиженного газа с Аляски.
— Что касается проекта на Аляске, то его перспективы пока неопределенны как с точки зрения стоимости, которая, вероятно, превысит заявленную сумму, так и с точки зрения сроков начала поставок, — отметила Добринская.
Ранее доцент Университета иностранных языков города Кобэ Хиронори Фусита в беседе с российскими СМИ подчеркнул, что немедленно прекратить закупки газа с «Сахалина-2» нереалистично. Компании, закупающие СПГ, обеспечивают им различные префектуры в Японии, например — Аити и Хиросиму. Из-за отсутствия трубопроводов обеспечить эти районы газом при отсутствии поставок из РФ будет непросто.
Российско-японские отношения
Надежда на сдвиг в отношениях Москвы и Токио есть, однако всё будет зависеть от конкретных шагов Токио в этом отношении, считает Добринская. Такаити в ходе своей программной речи в парламенте заявила о намерении придерживаться курса на решение «территориального вопроса» и подписание мирного договора. Впрочем, дает ли это надежду на какой-либо сдвиг в отношениях — большой вопрос.
Россия и Япония до сих пор не подписали мирный договор по итогам Второй мировой войны. Главным препятствием выступает территориальный вопрос вокруг южной части Курильской гряды. В японской риторике это «северные территории». До 2022 года стороны вели периодические переговоры, включая обсуждение разных формул совместной хозяйственной деятельности на островах, и в Токио мирный договор подавали как долгосрочную цель нормализации отношений.
Введение Японией санкций из-за конфликта на Украине привело к тому, что Москва официально заморозила переговоры по мирному договору, обвинив Токио в «недружественных шагах».
— В настоящее время в переговорах по мирному договору между Японией и Россией не наблюдается конкретного прогресса, однако наш курс на заключение мирного договора путем решения вопроса принадлежности северных четырех островов остается неизменным, — сказали «Известиям» в японском посольстве.
Там также считают, что Токио и Москва сходятся во мнении о важности гуманитарных и культурных обменов как вопросе, представляющем общий интерес для обеих стран. При этом дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества будет в значительной степени зависеть от шагов российской стороны, заключили в диппредставительстве.
РФ же, наоборот, регулярно подчеркивает, что не по ее инициативе ухудшились двусторонние связи. «Токио поспешил полностью присоединиться ко всем недружественным и враждебным шагам по отношению к нашей стране», — констатировал еще до назначения нового премьера официальный представитель Кремля Дмитрий Песков. Такая позиция японских властей до сих пор сохраняется. «То есть слова о желании выйти на мирный договор — это одно, а реальное положение дел и реальные меры, которые были приняты против нашей страны руководством Японии, — это совсем другое. И мы исходим из реального положения дел», — сказал Песков.