Урок жизни от инопланетян

«Прибытие» Дени Вильнева продолжает кинотему внеземных цивилизаций
Сергей Уваров
Фото: kinopoisk.ru

Дени Вильнев решил потягаться с Кристофером Ноланом и Стэнли Кубриком. Новый фильм канадского режиссера «Прибытие» уступает «Интерстеллару» по размаху и спецэффектам, а «Космической одиссее 2001» — по изысканности визуального ряда, но концепция здесь не менее впечатляющая, чем у «старших товарищей». По мысли Вильнева, контакт с внеземными цивилизациями — прежде всего способ лучше понять самих себя и решить наши земные проблемы.

Главная героиня Луиза Бэнкс (Эми Адамс) — специалист по лингвистике. Однажды придя читать лекцию в университет, она видит, что все студенты уткнулись в новостную трансляцию. Оказывается, прямо в эти минуты на Землю опускаются инопланетные корабли. Один приземлился в США, другой — в Китае, третий — в России и так далее.

Спецслужбы и военные пытаются вступить в диалог с непрошеными гостями, но расшифровать их язык не могут. Поэтому без Луизы человечеству не обойтись…

Завязку сложно воспринимать всерьез. Сюжет про пришельцев мог вызвать интерес сорок лет назад, но сегодня вариация фильма «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга кажется как минимум наивной. Однако впечатляющий облик инопланетных кораблей и события, которые разворачиваются внутри них, помогают побороть скепсис и обратить внимание на философскую подоплеку.

Яйцеобразные НЛО черного цвета — аллюзия на монолиты из «Космической одиссеи». У Кубрика они символизировали непознанное. Схожая идея и в «Прибытии». Причем Вильнев не боится прямых перекличек. Когда испуганные ученые в защитных жилетах поднимаются в окруженное ограждениями «яйцо» и проводят рукой по ровной поверхности загадочного материала, нельзя не вспомнить кубриковскую сцену на Луне — робкое приближение космонавтов к черной стеле.

В свою очередь, кульминационной эпизод, переворачивающий восприятие всей истории, по метафоричности и оригинальности может быть сопоставим со сценой на Юпитере из «Космической одиссеи 2001». Да и путешествие в черную дыру из «Интерстеллара» маячит где-то рядом. Избегая спойлеров, скажем, что Вильнев вслед за Кубриком и Ноланом пытается добиться ощущения спрессованного времени и создает нарочитую путаницу, смешивая прошлое и будущее. Получается убедительно.

Однако если Нолан делал пусть и заумный, но всё же блокбастер, а Кубрик, наоборот, оставался на территории чистого арта, то Вильнев так и не смог определиться — хочет ли он развлечь зрителя, загрузить его философией или поразить художественными решениями. В итоге эффектные визуальные находки чередуются с проходными кадрами, а повествование периодически забуксовывает и скатывается в занудство.

Впрочем, всё это можно простить за финальный катарсис. Еще перед вторжением инопланетян пунктирно показана трогательная история дочери Луизы. И дальше эта линия периодически возвращается короткими флешбэками, наполняя неуютный мир фильма теплом родственной любви, пусть и трагической. Тогда и становится ясен месседж Вильнева. «Прибытие» — не об инопланетянах, а о нашей земной жизни. И о том, что, даже зная будущее, мы должны научиться ценить настоящее.