В условиях интенсивных боев и постоянных атак вражеских дронов работа тыловой службы превратилась в ежедневный подвиг. Офицер с позывным Саламандра, заместитель командира батальона 34-й мотострелковой бригады группировки «Север», рассказал корреспонденту «Известий», как доставляются провизия и боекомплект, почему «КамАЗы» заменили на квадроциклы и как его бойцы, рискуя жизнью, спасают не только военнослужащих, но и гражданских.
Человек с позывным Саламандра
Ранним утром наш внедорожник «Патриот» выдвинулся в сторону курского приграничья. Как нам ясно дали понять, на самой линии боевого соприкосновения (ЛБС) журналистам сейчас находиться нельзя. Там идут интенсивные бои, в небе кружат вражеские беспилотники, и гарантировать безопасность невозможно. Поэтому мы остановились на достаточном удалении от «передка», где нас встретил заместитель командира батальона по тыловому обеспечению 34-й мотострелковой бригады группировки войск «Север» с позывным Саламандра.
Он родом из Пятигорска, Ставропольского края. Военную службу начал в 2006 году в Министерстве обороны, а с 2010 по 2013 год служил во Внутренних войсках в Грозном, где дослужился до звания прапорщика. В начале сентября 2022 года он добровольно отправился в зону СВО.
Сначала его назначили на херсонское направление командиром взвода обеспечения батальона. Его ключевая задача заключалась в снабжении подразделений на ЛБС продовольствием, боекомплектом и другими необходимыми припасами, а также в эвакуации личного состава. Тогда, как он отмечает, важным моментом стало привыкание к новым условиям.
— Местность была чужая, по сути, жили в лесу. Необходимые грузы на передовую доставляли ночью. Но знаете, тогда эта работа была намного легче, так как не было такого количества беспилотных аппаратов, — делится Саламандра, добавляя, что и в то время противник регулярно пытался обстреливать нашу технику.
Он также вспомнил эпизод, когда едва не погиб. Однажды, когда Саламандра ехал на «КамАЗе», машина попала под обстрел из ПТУРов. Повезло, что успели остановиться, отойти метров на 20, после чего в автомобиль прилетело. Он подчеркивает, что сейчас ситуация и угрозы совсем другие: привозить необходимое непросто, но припасы — это одно, а важнее — эвакуация раненых.
В 2023 году в Запорожской области произошел тяжелый эпизод. Его бойцы, доставлявшие провизию и личный состав на передний край, попали под танковый огонь. В результате прямого попадания один из «КамАЗов» с людьми был поражен. Возникла необходимость срочно эвакуировать множество раненых и погибших, что было опасно и сложно, но справились. Сейчас, уточняет офицер, грузовики для доставки на передок уже не используются: войска становятся более мобильными, и тыловая служба должна тоже соответствовать этому требованию времени. Он также отметил, что его подчиненным доводилось помогать и гражданским — например, эвакуировать пожилого водителя, чью машину украинские боевики атаковали дроном.
— Вооруженные силы Украины подбили дроном гражданскую машину. Пожилого водителя ранило. Мы его увидели, эвакуировали и доставили в госпиталь. Ему, можно сказать, повезло, что мы оказались рядом. Дедушка выжил, — рассказывает офицер.
Дроны вместо машин
Сейчас в Курском приграничье Саламандра и его подчиненные стараются выполнять свою работу рано утром, в «серое» время суток, чтобы максимально снизить риски. Местность сложная, а с наступлением осени дороги становятся почти непроходимыми для колесной техники. В таких случаях всё необходимое берут в руки и доставляют пешком. Обратно на себе выносят раненых до точки, откуда возможна транспортировка.
По словам специалиста, тыловики также активно осваивают мощные дроны.
— Они способны переносить до 40 кг. С их помощью доставляем продукты и боекомплект на те позиции, куда даже пешком дойти очень тяжело. На менее мощных коптерах отправляем воду. Без этого сейчас никак. Поймите, завезти людей на позиции — это только половина дела. Их нужно регулярно снабжать всем необходимым, иначе их присутствие там будет бессмысленным, — подчеркивает Саламандра.
Он снова акцентирует внимание на сезонных трудностях. Зимой добавляется задача доставки стройматериалов, утеплителей, генераторов — всего, что нужно для обустройства быта. Поэтому подразделение Саламандры тесно взаимодействует с расчетами БПЛА батальона.
Когда наши подразделения занимали позиции у населенного пункта Поповка, вспоминает замкомбата, чтобы дойти туда и привезти припасы, тыловикам приходилось преодолевать до 14 км в одну сторону и столько же обратно.
— Местность была открытой. Порой приходилось бегать. Противник ведет за нами постоянную охоту. Дронов они для нас не жалеют. Залетают в тыл и ищут любую цель. Им всё равно, что уничтожать: военный автомобиль, гражданский. Бьют по всему. Даже домашний скот убивают. Нелюди, одним словом, — рассказывает Саламандра.
Труднее всего доставлять боекомплект. Он и тяжелее, и это сопряжено с большим риском. Для транспортировки используются, как правило, полноприводные машины. Для эвакуации раненых применяются багги и квадроциклы со специальными прицепами. На них же завозят продовольствие. Бойцам приходится действовать очень быстро — залетели на багги, сгрузились и ушли, так как в небе плотно работают дроны.
Во взводе есть группы прикрытия, вооруженные ружьями, которые охраняют тыловиков во время разгрузки. Командир уточняет, что и ему самому несколько раз приходилось быть в этой роли и сбивать вражеские аппараты.
Логистика личного комфорта
Как оказалось, тыловики привозят личному составу и индивидуальные посылки — медикаменты, сигареты, сладости, средства гигиены. Они доставляют их, чтобы люди на ЛБС чувствовали себя максимально комфортно и уверенно.
Со временем, по его словам, на передовой бойцы научились оборудовать мини-склады.
— Грубо говоря, это глубокий блиндаж, накрытый двумя-тремя накатами бревен, с подводящими подземными ходами. Если переводить на современный гражданский язык, это такие мини-логистические центры. Их размещают так, чтобы подразделения системно обеспечивались всем необходимым. Мы строим их так, чтобы их невозможно было обнаружить с воздуха. Маскировка высшего уровня, — отмечает командир.
Командир констатирует, что проблем с провизией и боекомплектом давно нет. Всего хватает: продуктов, БК, спальников, зимних, летних вещей. Завершая беседу, Саламандра объяснил, что отправился на СВО, потому что Родину нужно защищать и выполнять свой долг перед нею.