Решение с кабиной: в РФ разработали симулятор бронетехники для бойцов и геймеров

В России разработали симулятор бронетехники для бойцов и геймеров
Антон Белый
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Российские ученые из Поволжского государственного технического университета разработали интерактивный игровой симулятор бронетехники нового поколения. Это специальная кабина с тактильной обратной связью, которая имитирует боевые условия и может использоваться как для обучения экипажей боевых машин, так и для соревновательных активностей. В настоящий момент создан упрощенный прототип с возможностью тестирования для одного или двух человек. Эксперты полагают, что новинка будет востребована со стороны военных, исторических музеев и экспозиций военной техники. Подробнее — в материале «Известий».

Для чего нужна кабина-симулятор

Студенческий стартап Поволжского государственного технического университета создал интерактивный симулятор бронетехники, предназначенный как для геймеров, так и для обучающихся работе с боевыми машинами. Это модульная платформа, рассчитанная на четырех участников. Кабина стоит на подвижной платформе и передает тактильную обратную связь. Проект реализуется при поддержке Платформы Национальной технологической инициативы, рассказали «Известиям» в пресс-службе НТИ.

Уже создан минимально жизнеспособный продукт для двух человек, он участвует в федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ФП Технологии).

— Всю электронику и механические комплектующие команда подбирала из технологических компонентов, доступных на российском рынке. Такая цепочка исключает санкционные риски и гарантирует сервис «день-в-день». По мере развития уровней технологической готовности проекта мы планируем реализовать четырехместный интерактивный аттракцион с элементами виртуальной реальности (VR) и технологиями искусственного интеллекта (ИИ), — уточнил основатель проекта Владимир Ефимов.

Команда стартапа намерена масштабировать проект по регионам через франшизу, а также создать исторические и образовательные игровые сценарии. Уже подана заявка на государственную регистрацию полезной модели в Роспатент (то есть нематериальный объект интеллектуальных прав, относящийся к устройству).

— Этот симулятор, по сути, единственный в своем ценовом сегменте, который предлагает полноценную физическую кабину с реалистичными рычагами, педалями, вибрацией, направленным звуком, дымом и подвижной платформой. Кабина сделана модульной, что упрощает обслуживание и обновление ПО через OTA-прошивки. Кроме того, при внедрении решения владельцу не придется зависеть от зарубежных инженеров, — добавил Владимир Ефимов.

В настоящее время уровень технологической готовности проекта соответствует показателю TRL-5, то есть разработан упрощенный прототип, а технологические компоненты прошли лабораторную проверку.

Какую пользу разработка принесет стране

Разработка вряд ли заинтересует «среднестатистических геймеров», но может быть востребована военными и музеями, считает заместитель директора Центра компетенций НТИ по большим данным МГУ Тимофей Воронин. По его словам, музейные площадки, особенно связанные с историей и военной техникой, смогут привлечь больше посетителей, а представители силовых сфер — получить новый инструмент для обучения будущих танкистов. Он также отметил, что при наличии соответствующего запроса со стороны силовых структур платформа может быть масштабирована и адаптирована под компактные специализированные модели.

— Среди развлекательных аналогов есть VR-аттракционы вроде VR Battle Tank и многопользовательская игра Tanks VR, где используются подвижные платформы, но уровень тактильной отдачи ограничен. Среди профессиональных военных решений выделяются симуляторы от Lockheed Martin и BAE Systems — комплексные системы для подготовки экипажей бронетехники с высокореалистичными сценариями. В России аналогом является тренажер танка Т-80, ориентированный исключительно на военную подготовку и требующий специализированного оборудования, — рассказала декан факультета технологического предпринимательства университета «Синергия» Ольга Харина.

По ее словам, разработка уже демонстрирует высокий уровень инженерной подготовки студентов и соответствует цели НТИ по поддержке инноваций. У проекта есть потенциал роста, но для успешного развития важно учитывать сильные и слабые стороны конкурентов, в том числе зарубежных.

Гендиректор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов считает, что созданный программно-аппаратный комплекс действительно может быть полезен для обучения. Однако, по его словам, в отличие от пилотов, которым обязательно нужны симуляторы из-за рисков для жизни и техники, обучение на бронетехнике традиционно проходит в условиях, где такие риски минимальны.

— Возможно, курсантов эффективнее сразу обучать на реальной технике, если она есть. Но такая платформа точно будет полезна тем подразделениям, где подходящих бронемашин нет, — резюмировал он.

Успех проекта зависит от финансового анализа, надежности и качества самого контента.

Для студенческой разработки проект выглядит достаточно зрелым: если команде удастся обеспечить стабильный сервис, регулярные обновления, удобную франчайзинговую модель и эффективное управление, он имеет шанс перерасти в устойчивый коммерческий продукт, отметил директор по развитию направления игровой индустрии университета «Синергия» Михаил Пименов. Эксперт также отметил, что многие существующие аналоги рассчитаны лишь на 1–2 посадочных места и не делают акцент на использовании отечественной элементной базы. В этом контексте четырехместная кабина с кооперативным режимом и ориентиром на технологическую независимость может дать проекту нишевое преимущество — при условии, что продукт будет доведен до стабильной серийной версии.По мнению основателя «Школы трекеров» Евгения Калинина, разработчики изначально выбрали узкую нишу — и именно в таких направлениях чаще всего выигрывают те, кто создает максимально понятный и точно соответствующий запросам рынка продукт. По его словам, данный симулятор как раз вписывается в потребности своей профессиональной ниши, что может дать ему конкурентное преимущество.