Американский монетный двор на этой неделе отчеканил последний пенни — монетку достоинством в один цент. Монета не будет выведена из обращения, но больше не будет производиться. Это первое изменение в американской системе денежных знаков за последние полвека. Решение объясняется финансовыми соображениями. Зачем цент начали выводить из обращения, почему монет в мире чеканится всё меньше и нужно ли прекращать выпускать рубли, «двушки» и червонцы — в материале «Известий».
Символ удачи
Последние пенни были торжественно отчеканены на монетном дворе в Филадельфии, где с 1793 года производились монеты самого маленького номинала в стране. Это произошло через год после того, как конгресс принял Монетный акт. Последние несколько центов будут проданы с аукциона. Пенни остаются законным платежным средством, но новые монеты больше выпускаться не будут.
До этого в последний раз монета была выведена из обращения в 1857 году (речь о монете в полцента). В целом же в Америке последний раз прекращали чеканить или печатать какой-то денежный знак довольно давно. Так, в 1934 году перестали выпускать купюру в $1000, в 1945 решили не возобновлять ее производство, а в 1969 году начали выводить из обращения. Впрочем, тысячедолларовые банкноты до сих пор принимают в качестве законного платежного средства, но, если купюра попадает в руки ФРС, она уничтожается.
Президент Дональд Трамп распорядился прекратить выпуск пенни, поскольку затраты на их производство выросли почти до четырех центов за штуку, а ценность в один цент в некоторой степени устарела. Миллиарды пенни остаются в обращении, но они редко бывают необходимы для финансовых операций в экономике XXI века.
По словам научного сотрудника лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Кирилла Черновола, решение США отказаться от чеканки монеты в один цент — это, прежде всего, вопрос экономики, а не «война с наличными».
— Американский монетный двор много лет терпел прямые убытки на пенни. Совокупная стоимость их выпуска оценивалась примерно в $117 млн, а убыток на их чеканке — более $85 млн в год. Отчет Федеральной резервной системы о денежной монете за 2022 год фиксирует, что более половины всех обращающихся монет, выпускаемых в США, приходилось именно на пенни, при этом сама монета имеет очень низкую покупательную способность, — обращает внимание эксперт.
Он указывает, что в отчете прямо говорится: производство и обращение пенни дорого обходится как государству, так и участникам оборота, а совокупные «общественные» издержки на обращение одной такой монеты (перевозка, пересчет, хранение) могут превышать ее номинал. В документе оценивается, что сокращение или прекращение выпуска пенни позволило бы сэкономить до $100 млн в год.
Тем не менее многие люди ностальгируют по ним, считая их символом удачи. Кроме того, их использовали для коллекционирования. А некоторые мелкие предприниматели в последние недели выражали озабоченность в связи с истощением запасов и приближающимся концом производства.
Вывод монет (и мелких купюр) из обращения — обычная ситуация для стран, которые испытывают высокую инфляцию. Среди более стабильных в этом плане государств такое происходит реже. Так, в 1979 году во Франции перестали чеканить монетку в один сантим, но она продолжала ходить до 2001 года, когда все старые деньги были заменены на евро. В Великобритании монетку в полпенни «сократили» в 1983 году, но она продолжала использоваться остаток того года и весь следующий. В Швейцарии монета в один раппен (1/100 франка) была снята с производства в 2006 году.
Монеты на 125 млрд рублей
В России бурный рост цен регулярно выводил монеты из обращения. В 2010-е годы нецелесообразной стала чеканка монет до одного рубля. Тем не менее перестали это делать только в 2019 году. С тех пор минуло достаточно много времени, а покупательная способность рубля упала более чем на 70%. Встал вопрос о прекращении производства уже и монет в один рубль и выше. Имеет ли это смысл в данный момент?
— Российская ситуация другая, но логика регулятора во многом схожа, — считает Черновол. — Банк России не раскрывает точную себестоимость отдельных номиналов, но на 1 января 2024 года в обращении в России находилось 72,2 млрд монет на сумму около 125,9 млрд рублей. Это около 0,7% всей наличной денежной массы по сумме.
Эксперт добавляет, что, по опыту США и России, расходы на чеканку монет самых мелких номиналов могут превратить эмиссию в источник потерь для бюджета.
— При этом сам оборот монет в условиях цифровой экономики будет сокращаться: сейчас и в США, и в России порядка 86–87% розничных платежей проводятся в безналичной форме, а, например, в 2019 году в России эта доля была около 61%. То есть сама по себе потребность в наличных у населения с годами снижается, — рассказал Черновол.
В России не было точных данных по стоимости производства монет, но, по экспертным оценкам, чеканка копеек давно уже стала нерентабельной. По рублям ситуация более сбалансирована, говорит аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
Как отметил заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии Александр Абрамов, проблемы с переизбытком монет касаются не только государства, для которого их чеканка может быть убыточной, но и населения.
— Главная трудность — перегруженность граждан запасами монет при ограниченных возможностях избавиться от них. По сути, у людей на руках хранится объем мелочи, сопоставимый с несколькими железнодорожными эшелонами, и это создает ощутимое бытовое неудобство, — указывает эксперт.
Он добавил, что с точки зрения разумности денежной системы важна соразмерность между максимальной купюрой и минимальной нарицательной стоимостью монеты.
— В Евросоюзе разрыв между евроцентом и купюрой €200 составляет примерно 1 к 20 000. В США, с учетом отказа от печатания цента, соразмерность между 5 центами и $100 составляет около 1 к 2000, — рассказал Абрамов.
Он также отметил, что в России формального отказа от копеек не произошло, они продолжают использоваться в ряде расчетов, прежде всего в сфере ЖКХ.
— Другое дело, что Банк России перестал чеканить копейки, но официального решения об их выводе из обращения нет. Если сравнивать копейку с купюрой 5000 рублей, разрыв почти 1 к 500 000 — очевидно нерациональный. Если же брать диапазон между 1 рублем и 5000 рублями, картина ближе к практике США и Европы, — заключил экономист.