Вечно совершают благо: в театре Образцова заставили танцевать Мефистофеля

В Театре кукол Образцова представили «Картины из жизни доктора Фауста»
Зоя Игумнова
Фото: пресс-служба Театра кукол Образцова

Премьера экспериментальной постановки «Картины из жизни доктора Фауста» состоялась на сцене Театра кукол Образцова, который недавно покинула директор Елена Булукова: она теперь будет реанимировать МХАТ имени Горького, а ее место занял ее заместитель Илья Морозов. Но прежний курс на эксперимент продолжается. Хореограф Егор Дружинин создал пластический перформанс, в котором вместе с артистами театра и куклами работают профессиональные танцоры. Слов в постановке нет.

Куклы из коробки

Попасть на премьеру в Театр кукол имени Сергея Образцова теперь считается модным и крутым. И, кстати, совсем не обязательно детским. В этих стенах кипит активный поиск, с этой труппой хотят сотрудничать звезды. Этому театру отдает инсценировать свои мюзиклы композитор Александр Зацепин. Получает «Золотую маску» актер Евгений Цыганов (за роль Сергея Образцова, и это до сих пор один из самых модных спектаклей в Москве), пишет стихи Лариса Рубальская, ставит кинорежиссер и сценарист Александр Адабашьян.

Автор пьесы, режиссер-постановщик, хореограф Егор Дружинин (на переднем плане). Премьера пластической мистерии «Картины из жизни доктора Фауста» в Государственном академическом центральном театре кукол имени Сергея Образцова

Афиша театра пополнилась еще одним звездным именем. Хореограф Егор Дружинин, известный еще и по роли в многосерийном фильме про Петрова и Васечкина, поставил «Картины из жизни доктора Фауста». Получился спектакль без слов для кукол и людей.

Для этого художник Виктор Никоненко и режиссер Максим Кустов на и без того небольшой сцене театра создали камерное пространство в виде куба, лишенного декораций. Только окно в небо и люк в преисподнюю. Стены и потолок сложены из старых выбеленных досок. В центре стойка, на которой возвышается рогатое чудовище. Главную роль Мефистофеля исполняют в очередь танцовщики Ильдар Гайнутдинов и Коля Багдасарян. Они совершенно разные. Тем интереснее посмотреть спектакль в двух составах.

У Ильдара Гайнутдинова есть опыт перевоплощения в дьявольский образ. В 2023 году он дебютировал на сцене Большого театра в балете «Мастер и Маргарита», где сыграл Воланда. Танцовщик-самородок, не имея классического хореографического образования, покорил публику и разделил лагерь критиков. Одни не понимали, как возможно, чтобы без выслуги и карьерной лестницы исполнять главные партии на главной сцене страны. Другие поддерживали нестандартный выбор хореографа Эдварда Клюга.

В Театре Образцова Ильдар так же харизматичен, красив, профессионален. Его Мефистофель — впечатляющий демонический искуситель.

Образ, созданный Колей Багдасаряном, в некоторых сценах даже устрашающий. Актер так же, как и Ильдар, был одним из лучших участников шоу «Танцы на ТНТ», где и обрел популярность. Только танцевали они в разных сезонах. Конек Коли — контемпорари, джаз, крамп, экспериментал. В 2024 году Багдасарян стал приглашенным артистом в лаборатории Егора Дружинина, которую он вел в Театре Образцова. Лаборатория называлась «Куклы и пластика». Именно там и зародился спектакль «Картины из жизни доктора Фауста», который представили зрителю спустя полтора года.

Вышли из-за ширмы

Режиссер-хореограф Егор Дружинин написал пьесу, чтобы инсценировать ее в кукольном театре. По замыслу постановщика, историю доктора Фауста актеры рассказывают на языке пластики. Уникальность постановки Дружинина в том, что он вывел актеров, которые обычно находятся за ширмой, на первый план. Зрители могут запомнить их лица и удивиться, насколько пластичны и они сами. В спектакле заняты: Дмитрий Чернов, Эвелина Исламова, Ксения Сальникова, Халися Богданова, Александр Городиский, Алена Ковальчук, Марина Дунаева, Алия Гаттарова, Андрей Абельцев, Анна Суворова, Артур Арутюнов, Виктория Арутюнова, Василий Аникеев, Руслан Васильев. Михаил Евченко, Мила Ким и другие.

Артем Балихин играет Господа и танцует как бог. Александра Богданова — душа Маргариты.

Артисты кукольники выучили сложную хореографию и в «диалоге» с Мефистофелем (профессиональным танцовщиком) не проигрывают. Кроме того, они еще и управляют куклами, которые тоже исполняют главные роли в спектакле.

Доктор Фауст (Андрей Нечаев) — алхимик, астролог и маг. Он нужен людям, но и нечистая сила бьется за его душу. Мефистофель находит подход к ученому, искушает его рыжеволосой Маргаритой (Эвелина Исламова). Фауст теряет голову от неземной красоты и чистоты девушки. И пока доктор стремится к своей цели, Мефистофель соблазняет окружающих, предлагая призрачные блага. Кого-то достаточно поманить блестящими цацками, кого-то бутылкой хмельного вина, чтобы после одурманенному вложить в руки дубину.

Мефистофель не испытывает угрызений совести, ему неведомо сочувствие. Он не жалеет даже младенцев, которым вместо лекарства подсовывает яд. Своих жертв он превращает в куклы. А потом с легкостью отнимает у них душу. Это эфемерное понятие художник спектакля Виктор Никоненко представил в виде маленькой куколки. Каждую новую душу Мефистофель складывает в плетеную корзину, а тела жертв отправляются в преисподнюю. От этого становится жутко. Главные персонажи предстают перед зрителями в виде деревянных ростовых кукол. Каждую ведут двое или трое актеров.

— В спектакле работают куклы разных систем со множеством трюков и приспособлений, позволяющих создать иллюзию свободы от человека, — говорит художник спектакля Виктор Никоненко. — Куклы на наших глазах меняются, умирают, двигаются. У них хорошая пластика.

От чего действительно страшно, так это от воплощения слуг дьявола. С самого начала повествования Мефистофель обхаживает, обольщает, нежничает и танцует с рогатым черепом. Он не гремит костями. Нечистый пластичен. Пустые глазницы и у других кукол из свиты Мефистофеля еще долго будут сниться особо впечатлительным, как и гремящие кости скелетов. У спектакля возрастной ценз 12+: подростков черепами не напугать. Но вот на нервы взрослых постановка очень даже действует.

Страшно красиво

Костюмы артистов — аллюзия на средневековье. Головные уборы как с полотен Вермеера. Цветовая гамма близка к пастельным оттенкам. Яркие платья лишь у главных героинь. Костюмы украшены шитьем ручной работы, без использования техники. Нет ни одной машинной строчки: каждая петелька корсета, каждая деталь женского и мужского платья создана руками швей мастерских театра. Использовались батист, тарлатан, канва, перфорированная кожа.

Двигаются на сцене герои под барочную классику. Звучат «Пассакалия» Генделя, церковные кантаты и Концерт № 1 ре минор для фортепиано Баха. А еще Бетховен, Гуно. Сцена «Вальпургиева ночь» сопровождается авторской музыкой актрисы Театра кукол Образцова Людмилы Ким. Беспроигрышный выбор для размышлений о бренности бытия — Хоральная прелюдия фа минор Иоганна Себастьяна Баха. Киноман ее узнает моментально, это основная тема в «Солярисе» Андрея Тарковского.

Спасение доктор Фауст и Маргарита найдут в любви. Ее не смог убить Мефистофель. В финале на сцену выходят дети — мальчик и рыжеволосая девочка. Видимо, как метафора бесконечности жизни.

— Спектакль может показаться мрачным, в нем есть серьезные эмоциональные триггеры, и эта мрачность даже может показаться нарочитой, — считает режиссер-хореограф Егор Дружинин. — Но в финале история всё равно приводит зрителя к свету, к надежде. Это может быть воспринято как сказка: есть борьба добра со злом, но есть и моменты какого-то радостного экстаза, надежды и любви.

Следующие показы «Картин из жизни доктора Фауста» на сцене Театра кукол Образцова состоятся 11 и 12 декабря.