Фуры ходят хмуро: что происходит на границе Белоруссии и Литвы

Более тысячи фур заблокированы на границе Литвы и Белоруссии
Игорь Кармазин
Фото: РИА Новости/Виктор Толочко

Между Литвой и Белоруссией разгорелся новый конфликт. Вильнюс до конца ноября закрыл границу с соседней страной. В ответ Минск запретил движение по своей территории литовских грузовиков, заблокированными оказались более 1 тыс. фур. Подробности — в материале «Известий».

Сигареты по воздуху

В сентябре и октябре аэропорт Вильнюса, который находится рядом с литовско-белорусской границей, несколько раз приостанавливал свою работу, каждый раз власти сообщали о появлении в воздушном пространстве дронов и метеозондов. Отмечалось, что всего маршрут пришлось поменять 150 рейсам, ограничения затронули 20 тыс. пассажиров.

Фото: TASS/Zuma

Власти страны отмечали, что с помощью дронов и метеозондов осуществляется контрабанда сигарет. Служба охраны госграницы Литвы 30 октября сообщала, что с начала года силовиками перехвачено 596 грузов с табачными изделиями, это в два раза больше прошлогоднего объема. «Стандартный размер груза — три коробки, то есть 1,5 тыс. пачек сигарет, хотя встречаются как меньшие, так и большие партии», — подчеркивали пограничники.

В ведомстве отметили, что всего с начала года изъяли 891 тыс. пачек, а также задержали 101 человека, причастного к контрабанде. 16 уголовных дел передали в суд, пять человек приговорили к лишению свободы, остальным назначены штрафы на общую сумму €111 тыс. Литовские политики при этом рассуждали о скоординированной кампании и обвиняли в происходящем белорусские власти и КГБ.

Глава евродипломатии Кая Каллас также рассуждала о гибридных атаках на Литву и грозила Белоруссии новыми санкциями. В Минске при этом признавали, что контрабанда есть, хотя причастность властей отвергали.

Глава евродипломатии Кая Каллас
Фото: REUTERS/Stelios Misinas

В итоге литовские власти закрыли сухопутную границу двух стран, решение действует до 30 ноября, потом его могут продлить. Отмечается, что один из двух работавших пунктов пропуска — «Шальчининкай» — полностью заблокирован. На втором — «Медининкай» — границу могут пересекать только дипломаты, перевозчики диппочты, граждане стран Евросоюза и НАТО, а также лица, следующие транзитом в Калининград и из Калининграда.

Парковка на миллионы

После закрытия границы внезапно выяснилось, что на белорусской территории осталось множество литовских водителей и грузовиков с товаром, о которых чиновники в Вильнюсе просто не подумали. В национальной ассоциации перевозчиков Linava сообщили, что речь идет о 1,5 тыс. фур. «Часть грузовиков застряла в Беларуси, а другие вынуждены искать объездные пути через Польшу и Латвию, что приводит к дополнительным расходам и нарушает цепочки поставок», — говорил генсек Linava Нарунас Раулинайтис.

Фото: РИА Новости/Виктор Толочко

Минск вскоре предписал литовским дальнобойщикам пользоваться только белорусско-литовским участком границы, то есть объездные пути для них оказались недоступны. «Принятое решение призвано защитить интересы добросовестных перевозчиков. Закрытие границы с Литвой привело к массовой переориентации на белорусско-польское и белорусско-латвийское направления. На этих участках возникли серьезные заторы», — объяснил премьер Александр Турчин.

Далее белорусские власти предписали литовским водителям не скапливаться на приграничной территории, а встать на спецстоянку. «Подчеркиваем, что все дополнительные расходы грузоперевозчиков, отправителей и получателей грузов в Литве, иных государствах Европейского союза и за его пределами вызваны исключительно необдуманными, волюнтаристскими и политизированными действиями литовских властей», — говорится в заявлении МИД Белоруссии.

Литовские перевозчики на этом фоне не скрывали своего возмущения действиями Вильнюса. По их словам, власти прибалтийской республики не подумали о собственных гражданах, которых оставили заблокированными на территории соседнего государства. Представитель ассоциации Linava Олег Тарасов также сообщил, что убытки логистических компаний за первую неделю ноября составили €5 млн, при таких тенденциях за год потери составят €1 млрд.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Власти Литвы в таких условиях начали что-то подозревать. Спикер сейма Юозас Олекас заявил, что если угроза зондов и дронов минует, то границу можно было бы и открыть. В свою очередь, премьер-министр Инга Ругинене сообщила, что Вильнюс готов обратиться к Минску с просьбой выпустить грузовики. В МИД Белоруссии в ответ заявили, что никаких «избирательных решений» по границе не будет.

10 ноября стало известно, что белорусские пограничники все-таки выпустили порядка 200 фур. На уровне риторики, впрочем, продолжается дальнейшая эскалация. В Литве допустили, что при сохранении кризиса могут заблокировать и железнодорожные перевозки между странами. В Минске заявил, что застрявшие фуры могут конфисковать, если владельцы не будут платить за парковку.

Погоня за пиаром

Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов напоминает, что напряженность на границе Белоруссии со странами ЕС наблюдается с 2020 года.

— В 2023 году Польша и Литва под предлогом борьбы с нелегальной миграцией закрыли большинство погранпереходов. В сентябре нынешнего года Варшава перекрыла границу на время учений «Запад-2025». Изначально говорилось о бессрочной блокировке, но через неделю КПП заработали. Очевидно, это произошло под давлением Китая, так как из-за закрытия границы остановился железнодорожный транзит в рамках инициативы «Один пояс — один путь», — объясняет он.

Фото: РИА Новости/Виктор Толочко

Эксперт добавляет, что сейчас инициатива по закрытию границы исходила исключительно от Литвы.

— Вильнюс, видимо, пытается набить себе цену в рамках ЕС в качестве этакого форпоста против «угроз с Востока». В то же время литовская экономика очевидным образом страдает. Республика уже лишилась доходов от транзита через свой основной порт Клайпеда, при этом военные расходы растут. Очевидно, Вильнюс рассчитывает тянуть средства на их покрытие из европейского бюджета. Полагаю, что в конце ноября граница все-таки будет частично открыта, потому что необходимый Литве пиар-эффект будет достигнут. Но напряженность в двусторонних отношениях никуда не денется, — рассуждает он.

Замдиректора института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что белорусские власти поступили вполне логично.

Вид на Вильнюс, Литва
Фото: TASS/DPA/picture-alliance

— Литовцы закрыли границу, что остается делать Минску? Не пускать же дальнобойщиков в пространство между двумя КПП, там нет никаких условий для длительного нахождения людей. Тут шар исключительно на литовской стороне. Я при этом думаю, что Вильнюс крайне мало заботят трудности собственных граждан. Скорее всего, в дальнейшем продолжат создавать напряженность, придумают еще какие-то ограничительные меры, — говорит он.