Полный провал!

Театральный музей в Петербурге посвятил выставку не сразу признанным шедеврам
Светлана Мазурова
«Чайка» 17 октября 1896 года в Александринском театре. Фото предоставлено пресс-службой Театрального музея

Оригинальную тему выбрал для экспозиции «Полный провал» Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Объектом внимания музейщиков стали сценические неудачи, которые позже были признаны классикой мирового театра.

— Мы хотели отразить курьезы и парадоксы, произошедшие в истории театра, — рассказала старший научный сотрудник музея Наталья Вайнберг. — Как случилось, что провалились «Кармен», «Лебединое озеро», «Весна священная» и чеховская «Чайка»? Мне кажется, что эта выставка даст надежду молодым, дерзким творцам, которые потерпели неудачу на премьерах. Хочется пожелать им не отчаиваться и продолжать делать свое дело.

История посредством экспонатов петербургской выставки свидетельствует: «В 1868 году в Милане провалилась опера «Мефистофель», длилась она пять с половиной часов и закончилась в полночь… Подлинное рождение этой оперы произошло в 1901 году в Ла Скала с Шаляпиным в заглавной партии».

«Лебединое озеро», Москва, Большой театр, 1877 год. Критик Герман Ларош писал, что «по танцам это едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет, что дается в России». Неудача в Москве закрыла балету доступ на петербургскую сцену. Оказывается, первое появление на сцене «Лебединого озера» в постановке чешского балетмейстера Вацлава Рейзингера не вызвало у зрителей никакого энтузиазма.

Ни аплодисментов, ни свиста не раздалось в Петроградском театре оперы и балета 7 марта 1923 года, когда публике был показан балет «Величие мироздания» Федора Лопухова. Псевдопровал перечеркнул целое направление в советской хореографии. В постановке участвовал Джордж Баланчин, впоследствии воплотивший в жизнь многие замыслы своего наставника.

Полным провалом стала и премьера «Чайки» 17 октября 1896 года в Александринском театре. Чехов воспринял неудачу спектакля как личный крах — уехал не только из театра, но и из Петербурга.

А вот на скандальной премьере «Весны священной» в постановке Вацлава Нижинского Сергей Дягилев, напротив, потирал руки: «Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия».

Еще факт. Вацлав Нижинский, новатор танца, «человек-птица», «второй Вестрис», был уволен из Мариинского театра по требованию императорской семьи за слишком откровенный костюм в балете «Жизель»...

Канули в Лету времена, когда публика освистывала спектакль, демонстративно топая ногами, забрасывала актеров тухлыми яйцами и гнилыми помидорами. Но остались в мемуарах, архивах, музеях многие драматические истории. Экспозиция представляет редчайшие артефакты: снимки гравюр первой постановки «Лебединого озера», фотографии репетиций балета Шостаковича «Болт» (1931), который не дошел даже до премьеры. Отзывы зрителей и критиков, шаржи…

Здесь же можно ознакомиться с великолепными театральными байками. Например, такой: «Однажды Станиславский в «Трех сестрах» в роли Вершинина представился Лужскому, игравшему Андрея Прозорова: «Прозоров». Лужский поперхнулся и ответил сдавленным голосом: «Как странно — я тоже».

Выставка будет работать до 4 декабря.