Банк России ожидает создания проекта единого стандарта страховых продуктов до конца текущего года. Об этом заявила на пресс-конференции 24 октября глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, стандарт призван защитить клиентов от переплат и снизить поводы для отказа в выплатах со стороны страховщиков. По данным отчета ЦБ, уровень выплат по отношению к взносам по кредитному страхованию почти у половины игроков рынка минимален, а с отказами в возмещении сталкивается каждый третий клиент. Для обеспечения заемщиков надежной защитой ряд банков уже сейчас стал повышать требования к продуктам кредитного страхования жизни. «Известия» узнали мнение экспертов о необходимости введения единого стандарта.
Зачем нужен стандарт: мнение регулятора и экспертов
Регулятор сообщил «Известиям», что поддерживает данные инициативы и готов обсуждать детали с рынком. «Мы также подготовим свои предложения по структуре и содержанию стандарта», — заявил глава Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
Несмотря на действующие требования к договорам и информированию по кредитному страхованию жизни (КСЖ), проблемы с его клиентской ценностью сохраняются, подчеркнул Мамута. Это вызывает обеспокоенность и у участников рынка, которые предлагают закрепить единые требования к КСЖ в виде стандарта как более гибкий и эффективный инструмент. Как заявляла ранее глава ЦБ, регулятор ожидает увидеть проект стандарта к концу 2025 года.
В свою очередь, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Глеб Яковлев сообщил «Интерфаксу», что союз «приступил к разработке собственного внутреннего стандарта ВСС по страхованию рисков ущерба жизни и здоровью заемщиков, который будет обсужден с регулятором и принят в соответствии с установленными союзом процедурами». По его словам, обсуждение и консультации по внутреннему стандарту ВСС по страхованию заемщиков с Банком России уже начались.
Необходимость введения стандарта по кредитному страхованию жизни поддержало и экспертное сообщество. Как пояснил управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин, кредитное страхование жизни защищает заемщика, его семью и банк при таких событиях, как смерть или утрата трудоспособности, позволяя погасить остаток кредита за счет полиса. Без этого продукта семья в случае трагедии сталкивается с двойной финансовой нагрузкой. Из-за отсутствия единых стандартов страховые компании предлагают разные условия и исключения, из-за чего реальная защита заемщика может быть минимальной.
Из-за социальной значимости кредитного страхования жизни важно установить единые стандарты, чтобы все участники рынка одинаково понимали, какие риски покрывает полис, и чтобы продукт имел реальную ценность для клиента, добавил Алексей Янин. Пока же доля отказов в выплатах остается высокой, в том числе из-за сложных требований к медицинским документам, которые на практике заемщику очень сложно или невозможно получить.
ЦБ мог бы самостоятельно ужесточить требования к КСЖ, однако для рынка более правильный путь — саморегулирование через создание и внедрение стандартов, отметил член президиума «Опоры России» Павел Самиев. Это позволит формировать цивилизованный рынок без жестких ограничений и санкций.
На рынке действительно есть проблемы с клиентской ценностью полисов кредитного страхования жизни. Так, согласно данным рэнкинга страховых компаний по итогам первого полугодия 2025-го от «Эксперт РА», у 6 из 13 участников рынка уровень выплат к полученным взносам ниже 10%, а у отдельных игроков он составляет лишь 0,7–2,6%. Это значит, что в подавляющем большинстве случаев по этим полисам клиенты не получают выплат.
Как ранее отмечал зампред ЦБ Филипп Габуния, Банк России не устраивает нынешняя статистика по страховым выплатам и отказам в сфере банкострахования. Уровень выплат по рынку составляет 28%, но без учета одного крупного игрока — лишь 6%.
«Известия» ранее уже сообщали, что у трети страховых компаний крайне низкий уровень выплат: у 40 из 131 участника рынка (27 страховщиков и 13 обществ взаимного страхования) доля возмещений к сборам за первый квартал 2025 года составила менее 10%. Всего они собрали 22,8 млрд рублей, а выплатили лишь 0,6 млрд. При этом 16 участников рынка, собравших 37,4 млн рублей, не произвели ни одной выплаты.
Как может изменить ситуацию стандарт КСЖ
Главный вызов для отрасли — снизить количество спорных отказов в выплатах и устранить несоразмерность между комиссиями агента и премией по продукту, отметил Михаил Мамута. Важный показатель полезности страхования — это снижение доли договоров, которые клиенты расторгают в период охлаждения, когда они ещё могут отказаться от продукта.
Рынку необходим единый стандарт кредитного страхования жизни, который обеспечит унификацию параметров, прозрачность условий и защиту клиентов, отметил Павел Самиев. Единый стандарт, где приоритетом станут права и интересы страхователей, поможет сформировать корректные принципы продаж и параметры продукта, чтобы страхование действительно выполняло свою функцию защиты, а не превращалось в дополнительную финансовую нагрузку.
В «Сбере» разработали и с 1 сентября уже ввели требования к страхованию жизни ипотечных заемщиков, которые, в частности, предполагают минимальный перечень исключений из покрытия, выплаты при уходе из жизни в течение пяти дней, а выплаты до 5 млн рублей — по сокращенному пакету документов. «Страхование жизни должно быть не формальностью при оформлении кредита, а настоящим инструментом поддержки. Поэтому мы разработали прозрачные требования к программам страхования жизни заемщиков. Эти требования уже поддержало более 20 страховых компаний. Мы считаем, что такие требования должны стать отраслевым стандартом, и готовы делиться с рынком как самими требованиями, так и практикой их внедрения», — сообщил «Известиям» старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбера Руслан Вестеровский.
Новые правила, ориентированные на интересы потребителей, сделают рынок прозрачнее и справедливее, уверен старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Ходжа Кава.
Инициатива по введению такого стандарта заслуживает поддержки, поскольку она объединяет участников рынка и в принципе делает его прозрачнее, добавил Павел Самиев. Ожидается, что после его внедрения продукты КСЖ станут более полезными для клиентов, уровень выплат вырастет, а акцент сместится с маржинальности и комиссий на реальную ценность для потребителя.
Как отметил Алексей Янин, внедрение единого стандарта со временем повысит доверие граждан к страхованию и улучшит восприятие кредитного страхования благодаря росту его ценности. Однако процесс изменения рынка будет длительным и поступательным — важна ежедневная работа над повышением ценности страховых продуктов и улучшением их восприятия гражданами.