Израиль готовится возобновить военные действия в Ливане. Причина — отказ шиитской группировки «Хезболла» разоружиться. Ее лидер Наим Касем заявил о готовности продолжать сопротивление, подчеркнув, что его соратники имеют полное право владеть оружием. При этом происходящее беспокоит международных посредников, которые устремились в Бейрут на переговоры. Подробности — в материале «Известий».
Наносят удары
Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) готовится повторить прошлогоднюю операцию «Стрелы севера» в Ливане, сообщил источник в северном командовании. По его словам, поводом стало желание «Хезболлы» с помощью зарубежных спонсоров, в частности Ирана, восстановить свой военный потенциал.
Уже несколько дней Израиль активно обстреливает юг и восток Ливана. Свыше десятка человек погибли, большинство из них — члены «Хезболлы».
В Бейруте неоднократно отмечали, что Израиль продолжает систематически нарушать суверенитет Ливана, несмотря на соглашение о прекращении огня, достигнутое в ноябре 2024 года. Вооруженные силы Израиля сохраняют присутствие в пяти стратегических точках на юге Ливана, включая северную часть деревни Гаджар, что ливанские власти рассматривают как продолжающуюся оккупацию и нарушение резолюции Совета Безопасности ООН № 1701.
В Израиле, в свою очередь, заявляют, что удары наносятся по военной инфраструктуре «Хезболлы» и с целью ликвидации руководящего состава ее боевого крыла. Помимо этого, израильские власти неоднократно подчеркивали, что продолжат наносить удары по Ливану с целью ликвидации угрозы со стороны шиитского сопротивления.
Генсек «партии Аллаха» Наим Касем накануне подчеркнул, что его соратники сохранят оружие, поскольку «защита родины — их законное право». «Ливанское государство само решает, как ему действовать внутри страны в том, что касается обращения с оружием. Израиль не имеет к этому никакого отношения», — заявил он, пообещав продолжить сопротивление.
На Бейрут в вопросе разоружения «Хезболлы» сильно давит Вашингтон. Спецпосланник США Том Баррак пригрозил Ливану новой конфронтацией с Израилем, который может «перейти к односторонним мерам». Однако «Хезболла», по сути, является государством в государстве, и у Бейрута нет особых рычагов давления на группировку.
Тем временем в страну на этой неделе приехала специальный представитель США Морган Ортэгус, также в Ливане ожидают Тома Баррака, генсека Лиги арабских государств Ахмеда Абу Гейта и руководителя египетской разведки Хасана Рашада.
Опция для Нетаньяху
Востоковед, публицист, автор Telegram-канала «Восточные ворота» Андрей Онтиков в беседе с «Известиями» отметил, что прошлогоднее соглашение, подписанное между Израилем и Ливаном, не подразумевает разоружения «Хезболлы».
— По большому счету, таких стопроцентных обязательств «Хезболла» по разоружению на себя не берет. Как только некая группировка, сила или партия на Ближнем Востоке складывает оружие, она превращается в клуб по интересам, мало что значащий и не играющий никакой роли, — пояснил эксперт.
По мнению политолога, чтобы стать какой-то важной силой на Ближнем Востоке, «необходимо иметь энное количество штыков, всегда готовых к боевым действиям».
— Пусть «Хезболла» и ослаблена, пусть у Ирана есть определенные проблемы, но группировка по-прежнему сохраняет свою боеспособность. Уровень этой боеспособности может обсуждаться, но боеспособность есть. Если «Хезболла» откажется от вооружений, она растворится в политическом поле Ливана, — уверен специалист.
Аналитик полагает, что в таком случае следующим шагом станет физическая ликвидация «Хезболлы» и ее высокопоставленных членов.
— То есть начнется такая очень кондовая, очень жестокая люстрация всего и вся, которая с некоторой вероятностью может перерасти в гражданскую войну в Ливане. Поэтому отказ «Хезболлы» разоружаться понятен и имеет под собой объективный смысл, в том числе для безопасности самого Ливана и его жителей, — считает Онтиков.
Он добавил, что возможная война Израиля с Ливаном была бы на руку израильскому премьеру Биньямину Нетаньяху.
— Это одна из опций, одна из карт, которые есть в рукаве у израильского премьера. Он прекрасно понимает, что, если вдруг над ним нависнут тучи, он всегда может обвинить «Хезболлу» в нарушении прошлогодних договоренностей, а там группировка должна была отойти к северу от реки Литани. Так что это просто одна из опций, очень удобных для израильского премьера, — резюмировал востоковед.
Две цели Израиля
Научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН, кандидат исторических наук Василий Останин-Головня в разговоре с «Известиями» отметил, что «Хезболла» — это не просто военизированная группировка, но еще и большая политическая и социальная структура, глубоко интегрированная в ливанское общество.
— У нее есть свои школы, свои больницы и даже такой мощный медиаресурс, как «Аль-Манар». Особенно важна легитимность «Хезболлы» в глазах значительной части шиитского населения Ливана, а также некоторых представителей других конфессиональных групп, они полагают, что она является одной из немногих сил в стране, которая способна держать Израиль на расстоянии, — пояснил политолог.
По его мнению, разоружать «Хезболлу» всё равно что «просить Ливан откатиться до состояния начала 2000-х годов».
— Потому что разоружение «Хезболлы» может дестабилизировать ливанское общество. С одной стороны, группировка сама мобилизует свои ресурсы, может вывести на улицу множество людей, устроить массовые протесты, действовать через медийные, социальные и иные свои ресурсы, — считает эксперт.
С другой стороны, полагает Останин-Головня, если «Хезболла» лишится военного крыла, то встанет вопрос о ее существовании как политической, так и социальной структуры.
— И это нарушит сложившийся очень хрупкий и шаткий баланс между основными политическими силами Ливана. К тому же надо учитывать нюансы вокруг прошлогодних договоренностей, хотя на самом деле никакого формального юридически обязывающего соглашения о разоружении «Хезболлы» в целом не существовало, — добавил специалист.
Аналитик подчеркнул, что «Хезболла» никогда не признавала обязательства по разоружению — ни после «революции кедров» в 2006 году и по резолюции Совета Безопасности ООН № 1701, ни сейчас.
— И это не упрямство, а основной политический принцип движения. Это не тактика, а основа вообще идентичности, идеологии и декларируемой политической цели движения, — полагает Останин-Головня.
Востоковед считает, что Израилю ничто не мешает проводить какие-то точные операции или даже вторгаться в южные регионы Ливана.
— Для Ливана каждый подобный эпизод угрожает катастрофой как гуманитарной, так и экономической, политической, потому что государство уже много лет балансирует на грани того, чтобы скатиться в состояние failed state, — считает политолог.
Эксперт добавил, что Израиль в сложившейся ситуации преследует две цели.
— Первая — это вытеснить «Хезболлу» подальше от границы, минимум на 30−40 км вглубь, как этого требует резолюция Совбеза ООН № 1701. Но при этом Израилю не с руки проводить полномасштабную наземную операцию. Второе — это демонстрация силы перед своей внутренней аудиторией, особенно на фоне критики за операцию в Газе и растущего недовольства руководством страны со стороны израильского общества, — подытожил эксперт.