Осужденная на 19 лет и 400 млн рублей штрафа член списка самых богатых людей страны, совладелица «Русского продукта», экс-председатель совета директоров банка «БКФ» Ольга Миримская просит суд о досрочном освобождении из заключения и рассрочке многомиллионного штрафа. Удастся ли ей добиться своего, разбирались «Известия».
Дама с гонором
Уроженка подмосковного Жуковского Ольга Миримская, казалось, родилась «с золотой ложечкой», как говорят о таких в США, чуть не ставших ее второй родиной. В самом начале перестройки она окончила факультет экономической кибернетики МИНХ им. Г.В. Плеханова и поступила в аспирантуру Института США и Канады АН СССР. Вскоре она уже стажировалась в Варшаве, преподавала курс экономики в Мэрилендском университете и работала в Центре стратегических инициатив в США и даже консультировала Верховный совет СССР по вопросам конверсии — напомним, что было ей в то время чуть за 20. Уже в 1992 году, получив образование за океаном (высшая школа международной политики Джорджтаунского университета), Миримская вернулась в уже новую Россию, где немедленно развернула лихорадочную бизнес-активность. При этом не забыв обзавестись гражданством Израиля.
— Миримская очень быстро добилась успеха в бизнесе. В начале столетия она уже была совладелицей компании «Русский продукт», принадлежащего тогда МЕНАТЕПу Ходорковского, который лично предложил ей возглавить компанию и председателем совета директоров банка «БКФ», а также входила в список самых богатых людей России. Можно только догадываться, с чем был связан столь стремительный взлет выпускницы американского университета, — говорит источник «Известий» в бизнес-сообществе, пожелавший сохранить анонимность.
Ее деловые связи включали в себя и небезызвестного главу ЮКОСа Михаила Ходорковского (признан в РФ иноагентом и внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга), напоминает собеседник «Известий».
Миримская помогла Ходорковскому и его подельнику Леониду Невзлину (признан в РФ иноагентом) консолидировать акции ЮКОСа, продав свой и бывшего мужа пакеты за $135 млн, что позволило бывшим акционерам подать иск против России на $55 млрд. Этот иск был окончательно удовлетворен в середине октября Верховным судом Гааги. Размер компенсации, которую Ходорковскому и Невзлину помогла добиться Миримская, составил $50 млрд, а с учетом всех пеней достиг уже $65 млрд.
При этом все происходившие в стране изменения словно не касались Миримской. Она, словно в лихие девяностые, пыталась скупать оптом следователей и судей по делам, в которых имела интерес или была замешана сама. Иногда, увы, это получалось.
Как было установлено в ходе судебного процесса, Миримская в сентябре 2014 года попыталась передать через посредников $700 тыс. в качестве взятки должностным лицам арбитражного суда за отмену решения, вынесенного не в ее пользу. Впоследствии она еще дважды пыталась передать астрономические взятки судейским — афера сорвалась из-за обмана посредника.
Зато следователю Следственного комитета Юрию Носову за проведение действий, принятие процессуальных решений в ее интересах и предоставление ей информации о ходе и результатах расследования по уголовному делу о хищении ее имущества, взятки «натурой» передавались в течение года. В общей сложности Миримская передала Носову взятки в виде денег, двух автомобилей и другого имущества, а также незаконного оказания ему услуг имущественного характера на общую сумму более 3,7 млн рублей.
Кстати, как напомнил источник «Известий» в правоохранительных органах, еще в 2017 году против миллиардерши было возбуждено уголовное дело о нарушении тайны телефонных переговоров адвокатов ее бывшего гражданского мужа Смирнова, с которым Миримская судилась «за разлуку с дочерью».
Деньги решают не всё
Но, как известно, сколь веревочке не виться... Ольга Миримская была задержана правоохранительными органами России в 2021 году. Она была признана виновной по нескольким эпизодам — по ч. 5 ст. 291 УК РФ («Дача взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий в особо крупном размере»), ч. 3 ст. 30 ч. 5 ст. 291 УК РФ («Покушение на дачу взятки должностному лицу через посредника в особо крупном размере») и в прошлом году осуждена на 19 лет лишения свободы и оштрафована на 400 млн рублей. Приговор был вынесен за взятки судьям и подкуп следователя Следственного комитета — преступления, подрывающие саму основу правосудия. Но, несмотря на тяжесть обвинений и приговор суда, Миримская так и не раскаялась в содеянном.
И правосудие для всех
Сегодня, когда происходит смена руководства в силовых структурах, Миримская вновь увидела шанс на удачу. Заседание суда, где она намерена просить рассрочку многомиллионного штрафа, назначено на 5 ноября. Более того, как обратили внимание эксперты «Известий» в сфере юриспруденции, сотрудники Генпрокуратуры внезапно подали кассационное представление, предлагая снизить срок Миримской с 19 лет до 8 лет 9 месяцев. Как считают источники «Известий», определенные круги попытались воспользоваться кратким периодом «междувластия» сразу после ухода предыдущего генпрокурора Игоря Краснова. Иными словами, уже после Нового года «олигарх в юбке» может оказаться на свободе.
При этом «защитников» Миримской, очевидно, не смущает даже то, что она спонсировала запрещенный в России «Правый сектор» (и тогда денежные обстоятельства ей не мешали). Украинские неонацисты даже наградили Миримскую «почетной грамотой», до сих демонстрируемой в соцсетях экстремистов.
— Суровый приговор Миримской — не месть и не расправа, а возвращение к принципу, что закон один для всех. И именно поэтому сегодняшние попытки и самой осужденной, и ее покровителей, затесавшихся в ряды прокурорских работников добиться послаблений выглядят как насмешка над этим принципом, — считает источник «Известий».
Как считает юрист, каждый взяткодатель разрушает доверие общества к государству, каждый купленный приговор убивает веру в справедливость. Если такие люди будут выходить на свободу под новогодние фанфары, то для честных граждан это будет настоящим оскорблением.
Нынешняя Генпрокуратура стоит перед выбором — либо подтвердить, что закон в России действительно равен для всех, либо показать, что правосудие всё еще можно купить. Решение по делу Миримской станет проверкой не только для прокуроров, но и для всей судебной системы.
Судьба Ольги Миримской — яркий пример того, в России больше нет представителей деловой элиты, манкирующих требованиями закона и злоупотребляющих правом в целях его нарушения.