Платежом скрашен: ФНС уменьшила требования к Митрошиной почти в 10 раз

ФНС уменьшила требования к блогеру Митрошиной с 211 до 25 млн рублей
Яна Штурма, Анастасия Тарасенко, Валерия Мишина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Размер требований налоговой инспекции к блогеру Александре Митрошиной сейчас составляет чуть больше 25 млн рублей, выяснили «Известия». Хотя еще в начале октября ФНС называла сумму в 211 млн. Она изменилась после проверки налоговых органов (ее акт оказался в распоряжении издания). Выяснилось, что Митрошина много раз корректировала свою декларацию и в очередной из них включала в доход суммы, которые налогами облагаться не должны. Блогер сейчас находится под домашним арестом по делу о легализации денежных средств. Сама Митрошина и ее муж винят в бедах семьи своего бывшего адвоката Алису Волхову и юриста Ольгу Гольцеву — против них 21 октября возбуждено уголовное дело о хищении десятков миллионов рублей у своей подзащитной.

Сколько налогов еще должна заплатить Митрошина

Блогеру Александре Митрошиной осталось выплатить государству только 25 млн рублей. К такому выводу пришли «Известия», ознакомившись с актом последней налоговой проверки ее деклараций. Эти данные расходятся с информацией, которую ранее обнародовала столичная налоговая инспекция № 33 — в начале октября она обратилась в Арбитражный суд Москвы, требуя признать блогера банкротом, и, согласно ее заявлению, Митрошина должна была государству 211 млн рублей.

При этом, по данным «Известий», к началу 2025 года блогер уже выплатила 666 млн рублей налогов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Храмцова

В 2023 году против нее возбудили дело — по версии следствия, Митрошина уклонилась от уплаты 127 млн рублей налогов. Было установлено, что блогер с октября 2020 года по май 2022 года пользовалась упрощенной системой налогообложения для индивидуальных предпринимателей и превышала лимит в размере 150 млн рублей. Но чтобы не переходить на общую систему налогообложения, Митрошина переводила средства трем аффилированным с ней ИП, то есть дробила бизнес.

Уже через полтора месяца Митрошина объявила, что погасила всю задолженность перед ФНС. Она признала свою вину и отметила, что совершила ошибку, не уделив должного внимания ведению своей бухгалтерии. Но далее в отношении блогера-миллионника возбудили новое дело — о легализации и отмывании средств. Кроме того, были найдены и новые налоговые недоимки.

Александру Митрошину задержали в марте 2025 года в аэропорту Сочи по прибытии из Дубая. Митрошина полностью признала свою вину. Она находится под домашним арестом, суд ограничил ее в пользовании интернетом и мобильной связью.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

«Известия» ознакомились с актом налоговой проверки от середины октября 2025 года. Согласно ему, сумма невыплаченных налогов блогера на тот момент уже составляла 141 млн рублей, но «налогоплательщик неверно отражал доход». Так, в сумму дохода от предпринимательской деятельности Митрошина «включала операции, не являющиеся доходом»: денежные переводы себе самой, операции по краткосрочному депозиту, возвраты потраченных средств. При пересчете размер недоимки составил чуть более 25 млн рублей.

А 8 октября 2025 года арбитражный суд оставил без движения заявление налоговой инспекции № 33 о том, чтобы признать блогера банкротом. Заявление не соответствовало предъявляемым требованиям, говорится в определении суда. В нем не было данных о внесении кредитором в депозит арбитражного суда денежных средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему. Это требует федеральный закон о несостоятельности (банкротстве). Теперь заявитель, т.е. налоговая инспекция, должен устранить это нарушение.

Митрошина могла допустить ошибки под влиянием юристов

Ситуация с многократными корректировками налоговых деклараций блогера сложилась, в частности, из-за ее бывших юристов. 21 октября 2025 года следователи возбудили уголовное дело против адвоката Алисы Волховой и юриста Ольги Гольцевой, подозреваемых в хищении десятков миллионов рублей у своей подзащитной Митрошиной.

По данным следствия, Волхова, пользуясь доверительными отношениями с блогером, с 2023 по 2024 год организовала схему по хищению ее денежных средств. Согласно этой версии, адвокат и ее сообщники систематически вводили Митрошину в заблуждение, убеждая в необходимости передачи крупных сумм для решения несуществующих проблем. Например, Волхова обещала решить вопросы с сотрудниками ФНС якобы в связи с налоговой проверкой Митрошиной.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Общая сумма ущерба, нанесенного подозреваемыми Митрошиной, составляет не менее 41 млн рублей: 10,5 млн блогер перевела на счет ИП Волховой под видом оплаты медиации, которая не проводилась; 9,5 млн рублей — на счет АНО «Центр развития «Добро и Спорт», контролировавшегося Волховой; 21 млн рублей под видом благотворительного пожертвования — на счет БФ «Содружество», также подконтрольного адвокату.

Согласно показаниям Митрошиной, для давления на нее использовался целый ряд ложных предлогов — заявления о блокировке счетов и необходимости срочно вывести активы для их «сохранения». Волхова запугивала Митрошину скорым банкротством. Также адвокат обещала помочь в получении гражданства Вануату, что якобы требовало серьезных вложений.

В обращении в правоохранительные органы Митрошина заявила, что доверяла Волховой, которая представляла ее интересы в ходе налоговой проверки и по уголовному делу об их неуплате. Именно это позволило адвокату, по версии следствия, манипулировать блогером и предлагать решения за денежные вознаграждения.

Муж Александры Митрошиной Тимур Кошкаров рассказал «Известиям», что пара заподозрила адвокатов в обмане, когда они отказались возвращать деньги, которые блогер перевела якобы на хранение под предлогом неправомерной блокировки всех счетов со стороны налоговой.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов

— Консультант и адвокат постоянно внушали Саше, что за ней идет охота со стороны налоговой и правоохранительных органов в России, — отметил он. — Саша боялась приезжать в свою родную страну, потому что ей говорили, что ее сразу арестуют и осудят. Но по факту так и произошло, только Сашу арестовали не из-за того, что она была в каких-то черных списках, а из-за «деятельности» консультантов.

По его словам, супруга рассказала об угрозах со стороны адвоката в конце лета 2024 года.

— С адвокатом Волховой и юристом Гольцевой мы встретились в Дубае в сентябре уже после того, как приняли решение с ними расходиться и отправили соответствующие документы, — пояснил Тимур Кошкаров. — На первой встрече они старались вести себя уважительно, но было видно, что переживают и недовольны. Говорили, что нельзя завершать работу, потому что у Саши из-за этого будут большие проблемы с налоговой и правоохранителями.

Еще одна встреча состоялась в декабре 2024 года: адвокат и юрист показывали документы якобы из налоговой, где была указана выручка Митрошиной в 2,3 раза больше фактической.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Они угрожали проблемами, — сказал он. — И намекали, что решить вопрос можно только через них. На этой встрече они начали мне хамить, их явно не устраивало мое участие в переговорах. Думаю, что в СМИ, когда Сашу задержали, от них пошла информация о том, что дела и бизнес Саши веду я. Также они зачем-то присутствовали на первом заседании, когда Сашу задержали, я лично видел, что они раздают негативные комментарии.

Возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере.

На что повлияет пересчет налоговой задолженности

Нынешний адвокат Александры Митрошиной — управляющий партнер АБ «МУР» Петр Рыбаков — не смог подтвердить «Известиям» данные об итоговой сумме предъявляемых требований.

— Все необходимые документы и пояснения предоставляются в налоговые органы по мере возникновения соответствующих требований, — заверил он.

Ошибка с обозначением суммы задолженности блогера Митрошиной перед государством произошла из-за неверного подсчета налогооблагаемой базы, рассказала руководитель аудиторской и консалтинговой компании «Юстиком» Ирина Кузнецова.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Фактически произошло удвоение части суммы в подсчетах, — сказала она.

По словам адвоката, правозащитника Екатерины Александрович, иногда налоговые органы заявляют максимальную сумму, рассчитывая на переговорное поле, а после ревизии остается лишь подтвержденная претензия.

— Банкротное производство дает дополнительные инструменты для воздействия на активы и ускоренного взыскания долгов, — сказала она. — В конкурсном производстве налоговые требования имеют шансы на приоритет при распределении средств. Плюс это давление на должника. Процесс ограничивает сделки и репутацию, что может подстегнуть к мировому соглашению.

Кроме того, налоговая так может стремиться закрепить претензии до возможного вывода активов во время следствия.

— Таким образом, оставление заявления без движения и сокращение требований — итог процессуальной проверки и принятия доработки претензий, — добавила она. — Налоговая использовала банкротную процедуру как инструмент для защиты бюджета и давления на должника, но это не решает вопросы уголовной ответственности само по себе.

Фото: Global Look Press/Ilya Moskovets

Снижение требований до 25 млн рублей фактически предусматривает возможность достижения договоренностей — по аналогии с процессом 2023 года, когда блогер погасила налоговую задолженность в размере 127 млн рублей, добавила Ирина Кузнецова.

— Вероятно, текущая ситуация разрешится очередным погашением налоговой задолженности до суда по открытому в марте уголовному делу, — полагает эксперт.

Но, возможно, сумма требований увеличится за счет пересмотра обязательств 2024 года. В итоге может быть открыто минимум еще одно производство в отношении блогера, полагают эксперты.