От жезла к ИТС

Прошлое, настоящее и будущее организации дорожного движения
Кирилл Сазонов
Фото: Госавтоинспекция МВД России ​

Грамотно организованное дорожное движение — это не только комфорт и удобство для его участников, но и залог их безопасности. Как развивались методы организации дорожного движения и как они будут совершенствоваться в перспективе, выясняли «Известия».

Немного истории

Первые попытки организовать дорожное движение предпринимались задолго до появления автомобилей. Еще в 45 году до н.э. император Гай Юлий Цезарь издал указ, запрещающий днем передвижение повозок по Риму. Примерно тогда же на улицах древнего города появились прообразы инспекторов ДПС, которые следили за движением «гужевого транспорта». В том числе пресекали попытки водителей повозок «выехать на встречную полосу» — на некоторых узких улицах Рима уже тогда было организовано одностороннее движение.

В России первые регулировщики появились в Санкт-Петербурге и Москве в начале прошлого века. Они были вооружены белой тростью, ставшей прообразом жезла постового, который появился в 1922 году и изначально был красно-желтым. Привычная сейчас черно-белая раскраска этого средства дорожного регулирования появилась только в 1939 году.

Самым известным и распространенным техническим средством регулирования дорожного движения, безусловно, является светофор. Впервые он появился в 1868 году в Лондоне и был двухцветным (красный и зеленый сигналы). Желтый свет на этом устройстве появился спустя полвека — в 1918 году. Такой светофор был установлен на одном из перекрестков Нью-Йорка.

В нашей стране светофорное регулирование дорожного движения стартовало в начале 1930 года в Ленинграде — на пересечении нынешних Нев­ского и Литейного проспектов. В Москве первый светофор был установлен в конце того же года на пересечении Петровки и Кузнецкого Моста.

Светофоры в нашей стране неоднократно видоизменялись: красный и зеленый сигналы менялись местами, вместо желтого некоторое время применялся синий. Нынешнее расположение сигналов и их цвета стали единообразными в 1959 году, когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

Дорожная разметка — еще один неизменный и первичный атрибут организации дорожного движения — по легенде появилась случайно. Член дорожной комиссии округа Уэйн Эдвард Норрис Хайнс увидел, как из прохудившегося бидона, стоящего в кузове автомобиля, на дорогу капает молоко, оставляя на асфальте хорошо заметную ровную полосу. Благодаря этому случаю появилась первая разметка, разделяющая потоки транспорта. В СССР первая дорожная разметка была нанесена в Москве в 1933 году — она появилась на Театральной площади.

Безопасность во главе угла

По словам руководителя кафедры «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ Султана Жанказиева, эволюцию организации дорожного движения (ОДД) условно можно разделить на три этапа. На первом не было ни разметки, ни каких-либо технических средств, ни установленных требований и правил — движение регулировалось в большей степени традициями и сложившимися нормами. На втором этапе началась их систематизация, обобщение, появились технические средства организации и элементы обустройства дорожной инфраструктуры, направленные на организацию движения, были созданы стандарты и нормативы, обязательные в этой сфере. Третий этап ОДД неразрывно связан с автоматизированными системами управления дорожным движением (АСУДД) и интеллектуальными транспортными системами (ИТС), отметил он.

— Важно понимать, что вопросы безопасности являются приоритетной задачей при организации дорожного движения для всех его участников, — подчеркнул Султан Жанказиев.

Он отметил, что сейчас мы находимся на стыке второго и третьего этапов эволюции ОДД. Любая автодорога должна соответствовать требованиям ГОСТов, касающихся организации транспортных потоков, их разделения, а в ряде случаев их «успокоения». Для этого применяются технические средства вроде разделительных барьеров, ограждений, бортового камня, разграничивающих потоки транспорта и пешеходов. Для «успокоения» движения там, где необходимо принудительно снизить скорость потока, например перед пешеходным переходом, используются искусственные неровности. А для привлечения дополнительного внимания водителей перед сужением трассы, перекрестком, крутым поворотом на дорожное полотно наносятся специальные шумовые полосы.

Все эти технические, методологические и организационные методы управления потоками прописываются в комплексных схемах организации дорожного движения (КСОДД) для каждого населенного пункта, муниципального образования, их отдельных частей и районов.

При этом АСУДД и ИТС уже становятся неотъемлемой частью организации дорожного движения, подчеркивает руководитель кафедры «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ.

Знаки переменной информации, указатели и вспомогательные табло, контроллеры для сбора дорожных данных и другие современные технические средства плотно вошли в нашу жизнь и стали привычным явлением на дорогах. Таким образом, ОДД постепенно переходит от второго к третьему этапу своей эволюции.

Такие элементы организации дорожного движения уже есть на всех скоростных трассах России, они активно применяются и на других дорогах, особенно в крупных городах, отметил член президиума общественного совета при МВД России Игорь Моржаретто.

— Будущее в организации дорожного движения очевидно за такими системами. Главная задача на ближайшее время — внедрение их на опорной сети российских автодорог, — заявил он «Известиям».

Современные вызовы

Бурное развитие транспорта и появление новых видов транспортных средств требуют изменений в подходах к ОДД. Главным вызовом последнего времени в этом вопросе стало активное появление средств индивидуальной мобильности.

— Мы видим, что СИМ перестает быть исключительно сезонным транспортом. Кроме того, если несколько лет назад их использовали, как правило, достаточно молодые люди, то сейчас на них всё чаще можно увидеть и представителей более старшего поколения. Всё это требует отдельных новых методов и способов организации дорожного движения, — заявил «Известиям» Султан Жанказиев.

Главная задача в этом направлении — создание соответствующей инфраструктуры для СИМ, исключающей конфликт интересов пользователей этой техники как с автомобилистами, так и с пешеходами, подчеркнул он. При этом, отметил руководитель кафедры МАДИ, простой допуск СИМ на велодорожки и велополосы, в свою очередь, может потенциально породить конфликты интересов уже между СИМ и велосипедами.

— Очевидно, что динамика электросамоката, сигвея, моноколеса отличается от динамики велосипеда или обычного самоката. Есть серьезные различия и в принципах управления ими. Поэтому в идеальном варианте при создании КСОДД необходимо предусматривать собственную инфраструктуру, включая отдельные полосы для движения как для СИМ, так и для велотранспорта, — считает Султан Жанказиев.

Навигация с подсказками

По мнению экспертов, частью современной системы организации дорожного движения вполне можно считать и появившиеся относительно недавно новые функции отечественных навигационных систем, которые предупреждают водителей о приближении к школе или железнодорожному переезду, информируют их о том, как скоро на ближайшем светофоре загорится разрешающий или запрещающий сигнал.

Это полезные функции, позволяющие автомобилистам спрогнозировать своё поведение на дороге, отмечает Султан Жанказиев. При этом такие подсказки не должны отвлекать автомобилистов, подчеркивает он. Дальнейшее их развитие должно быть связано не просто с информированием автомобилистов, а с предложением определенной модели поведения, считает эксперт.

— Например, навигатор может не просто сообщать, сколько секунд осталось до включения зеленого сигнала на ближайшем светофоре, но и выдать рекомендуемую скорость в рамках действующих ограничений на данном участке дороги, с тем чтобы водитель попал в так называемую зеленую волну и в идеале проехал весь маршрут без остановки. Это не только сделает движение потока транспорта более плавным и равномерным, но и позволит улучшить экологию: в момент старта автомобиля, когда двигатель работает на повышенных оборотах, выбросы вредных веществ выше, — отметил Султан Жанказиев.

С прицелом на будущее

В обозримой перспективе на российских дорогах появятся и другие новые виды транспорта — прежде всего автомобили с высокой степенью автономности, считает руководитель кафедры МАДИ. Работа по организации дорожного движения с учетом автомобилей с автопилотом активно ведется уже сейчас, отметил он.

— Появление такого транспорта потребует совершенно иных принципов организации движения, включая внедрение способов регулирования и дополнительных ограничений и лимитов уже на конкретных полосах движения, а не просто на том или ином участке дороги. Без автоматических систем управления дорожным движением и интеллектуальных транспортных систем это практически невозможно. Поэтому будущее в организации дорожного движения именно за ними, — заявил Султан Жанказиев.

Комплексный подход

Организация дорожного движения — важнейший элемент в обеспечении безопасности на автодорогах, отмечают в Госавтоинспекции МВД России. Она требует комплексного и всестороннего подхода и участия в нем всех министерств и ведомств, а также научного и экспертного сообщества. Только в этом случае получится создать в нашей стране сеть безопасных и комфортных дорог и достигать поставленных президентом России целей по снижению смертности в результате ДТП в полтора раза к 2030 году и в два раза к 2036 году по сравнению с показателями 2023 года, подчеркивают в российской Госавтоинспекции.

Материал создан в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Инфраструктура для жизни»