Апостол Варфоломей — один из 12 ближайших учеников Иисуса Христа, чья жизнь и мученическая кончина оставили след в истории христианства. Его имя связано с миссионерской деятельностью в Малой Азии и Сирии, многочисленными чудесами и народными традициями, которые сохраняются до сих пор. Подробности — в материале «Известий».
Апостол Варфоломей: биография
Апостол Варфоломей — одна из наиболее загадочных и вместе с тем почитаемых фигур Нового Завета. В синоптических Евангелиях он упоминается под именем Варфоломей, а в Евангелии от Иоанна — как Нафанаил. Историки и богословы традиционно соотносят эти два имени и считают, что речь идет об одном и том же человеке.
По преданию, он родом из Каны Галилейской, той самой, где Христос совершил первое чудо с вином, и в начале своей встречи с Иисусом был известен как человек прямолинейный, именно Нафанаил в словах Иоанна описывается как «истинный израильтянин, в котором нет лукавства».
После сошествия Святого Духа Варфоломей вместе с апостолом Филиппом получил назначение на миссионерскую деятельность. В церковной традиции фиксируется, что они проповедовали в Сирии и Малой Азии, посещали разные города, приводя людей ко Христу.
В апокрифических и церковных источниках сохранились рассказы о многочисленных чудесах и исцелениях, приписываемых его проповеди, а также о мученической кончине.
Вот уникализированный вариант текста, сохранивший смысл, структуру и достоверность:
Согласно церковному преданию, подстрекаемые языческими жрецами враждебные власти схватили апостола Варфоломея. Это произошло по приказу армянского царевича, брата правителя Астиага (известного также как Санатрук). В городе Альбане по повелению Астиага святого распяли вниз головой. Однако, даже находясь на кресте, Варфоломей не переставал проповедовать, и тогда его сняли, содрали кожу и обезглавили.
Как писал святитель Димитрий Ростовский, христиане с благоговением погребли мощи апостола: «тело, главу и кожу положили в оловянную раку и предали земле в том же городе Альбане, что в Великой Армении».
Имена Варфоломея и Нафанаила связаны с несколькими локальными почитаниями и мощами. В западной традиции мощи, приписываемые святому, находились в ряде итальянских соборов и монастырей. В истории церковного почитания заметна и армяно-восточная ветвь, где Варфоломей рассматривается как особо почитаемый апостол, иногда называемый покровителем Армянской апостольской церкви.
В академических и церковных публикациях подчеркивается, что отдельные детали жития формировались под влиянием позднейших апокрифов и местных легенд.
Когда день памяти апостола Варфоломея
Вопрос дат почитания Варфоломея отражает сложность церковных календарей и различия между традициями. В православной практике основная дата, на которую сегодня обращают внимание в русской и большинстве православных церквей 24 июня (по новому стилю), когда обычно совершаются богослужения и читаются акафисты в честь апостола Варфоломея.
Однако в церковной традиции встречаются и другие локальные даты: часть восточных поместных церквей отмечает память апостола в другие дни года, например в июне и августе в отдельной привязке к местным праздникам или перенесению мощей.
Католическая церковь имеет свою дату памяти — 24 августа, — и существуют дополнительные памятные даты в армянской и других восточных традициях. Такая множественность дат — нормальное явление для святых ранней церкви, чьи локальные культы формировались независимо в разных регионах.
По церковному уставу Русской православной церкви, перенесение мощей апостола Варфоломея из Анастасиуполя в Липару отмечается 11 июня (по новому стилю). Однако в некоторых старых и местных святцах упоминается 26 октября — день, когда в западной христианской традиции вспоминают одно из последующих перенесений мощей святого, уже из Липары в Беневенто.
Что нельзя делать в день памяти апостола Варфоломея
Народные и церковные запреты, связанные с 24 июня, имеют долгую историю и синкретичны: они составляют смесь церковных установлений, сельских поверий и бытовых предписаний, призванных оградить человека и общину в традиционно «опасный» летний период.
26 октября, в день перенесения мощей апостола Варфоломея, по народным поверьям, не начинали новых дел и избегали работы с острыми предметами. Любая деятельность с железом — резьба, заточка, ковка, починка инструментов, — считалась неблагоприятной.
Также в этот день старались не ссориться и не спорить. Варфоломеев день относился к «мирным», поэтому считалось важным сохранять спокойствие, не повышать голос и не вступать в конфликты.
Запрещалось заниматься тяжелым физическим трудом. 26 октября считали переходным днем — своеобразным прощанием с осенью. Считалось, что чрезмерная работа в этот день может обернуться усталостью и недомоганием в предстоящие холодные месяцы.
После заката старались не выходить в поле и на открытые пространства.
Важно подчеркнуть, большинство перечисленных ограничений — не канонические правила, обязательные для всех верующих, а народные предписания и рекомендации, которые исторически выполняли социальную и нравственную функции. Современная церковь, как правило, не требует буквального соблюдения всех подобных запретов.