Казанская икона Божией матери — одна из самых почитаемых святынь Русской православной церкви, история обретения которой связана с событиями 1579 года. День обретения иконы официально отмечается в православном календаре 21 июля по новому стилю (8 июля по старому) и является важной датой для верующих. В этот день совершаются богослужения, крестные ходы, молитвенные молебны заступничеству Богородицы, а также благотворительные и культурные мероприятия. История обретения — в материале издания.
История Казанской иконы: как была обретена
Обретение Казанской иконы Божией Матери традиционно относят к 1579 году. По церковному преданию, икона была найдена в Казани после большого городского пожара: девятилетняя девочка по имени Матрена (в ряде источников — Матрона, иногда Матренка), дочь стрельца Данилы Онучина, увидела во сне Божию Матерь, которая указала место, где под языками пепла и обломками скрыт образ.
Родители и другие жители, руководствуясь ее рассказом, вскрыли указанное место и действительно обнаружили икону, завернутую в ткань; после этого последовали торжественный перенос образа в церковь и свидетельства о первых чудесах, связанных с ним. Эту версию содержат как церковные житийные источники, так и популярные исторические обзоры.
Впечатление от явления и характера дальнейших событий сформировало вокруг образа статус чудотворного. По сведениям, дошедшим из казанских и русских церковных летописей, очевидцами обнаружения были представители духовенства, в том числе священник Гермоген (впоследствии митрополит Казанский и патриарх Московский), который оставил описания обретения и первых чудес.
На месте находки по указанию царя Ивана IV были устроены молитвенные здания, позднее — основан Казанский Богородицкий монастырь; икона стала центром местного и затем всероссийского почитания. Историко-церковные публикации подчеркивают, что уже в первые десятилетия после обретения с иконы делали списки (копии), многие из которых сами по себе стали предметом почитания и связаны с последующими чудесами и военными событиями.
Авторитет иконы быстро вышел за пределы местного культа. В начале XVII века списки Казанской иконы оказались в центре событий, связанных с освободительным движением против польско-литовской интервенции: одним из широко известных эпизодов стало участие списков иконы в крестном ходе и освящении ополчения Минина и Пожарского перед походом на Москву, что закрепило осеннюю память о Казанской иконе в церковном календаре. На протяжении столетий иконография и образ «Казанской Богородицы» многократно воспроизводились, приобретая локальные и общегосударственные символические значения.
Современные исследования отмечают, что документальная основа событий XVI века смешана с позднейшими житийными дополнениями и народными преданиями. Несмотря на это, преемственность церковной традиции и устойчивость народной памяти обеспечили Казанской иконе особое место в пантеоне русских святынь: образ исполнял роль как предмета благочестия, так и знака общественного единства в кризисные для страны периоды.
Когда в России празднуют День обретения Казанской иконы
В церковной практике Казанская икона отмечается дважды в календаре. Летом день связан с явлением и обретением иконы в Казани, приходится на 21 июля по новому стилю (8 июля по старому стилю). Этот день считается днем явления образа и отмечается как день обретения Казанской иконы во граде Казани. Практики празднования включают в себя праздничные богослужения, молебны у иконы и крестные ходы, а также локальные праздничные мероприятия в приходах и монастырях.
Осенью память Казанского образа связана с событиями начала XVII века и приходится на 4 ноября (22 октября по старому стилю). Именно в этот день церковная традиция сохраняет память об участии иконы в событиях, приведших к избавлению Москвы от интервенции и войск Речи Посполитой; впоследствии дата 4 ноября получила также государственное значение как День народного единства. В связи с этим образ Казанской Богоматери нередко упоминается и в контексте общественно-исторических памятных мероприятий, связанных с патриотическими и национальными темами.
Для верующих оба праздника остаются важными датами богослужебной жизни. В крупных центрах паломничества — прежде всего в Казани и в тех местах, где хранятся известные списки иконы — в эти дни собираются прихожане, проходят торжественные службы, иконы выносятся для поклонения, читаются акафисты и приносятся молитвенные прошения. Медийные материалы о святом дне, анонсы богослужений и материалы местных епархий регулярно публикуются в церковной и светской прессе.
О чем просят Казанскую икону
Казанская икона Божией Матери традиционно воспринимается как заступница и помощница, к которой обращаются с самыми разными прошениями в зависимости от ситуации. В народной и церковной практике перед образом просят о здоровье детей и помощи в родах, о семейном благополучии, защите дома и семьи, а также о помощи в трудных жизненных обстоятельствах. Считается, что образ особенно покровительствует детям и матерям: это отчасти связано с историей самого обретения, где ключевую роль сыграла девочка-видение.
Помимо семейных и личных прошений, икона исторически исполняла и общественное значение: ее списки использовались как религиозный символ в ходе военных и политических событий, и в этом контексте к образу обращались за покровительством и победой в сражениях, за сохранением государства и единством народа. Соответственно, в современных молитвенных текстах и обращениях можно встретить просьбы о мире, защите от бед и бедствий, а также о сохранении духовных основ общества.
Практическая сторона обращения к Казанской иконе выражается в молебнах, акафистах и индивидуальной молитвенной практике: верующие ставят свечи, пишут прошения и покаянные записки, приносят цветы и другие дарования. Многие приходские и общественные очерки фиксируют свидетельства тех, кто считает, что получил утешение или конкретную помощь после молитвы у Казанского образа.
В богословском измерении прошения перед иконой интерпретируются как обращение к Божией Матери с просьбой о ходатайстве перед Сыном Божиим, о наставлении и утешении в испытаниях.