Молитва Софии Губайдулиной

В Малом зале консерватории прошел юбилейный концерт композитора
Иван Гостев
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Пять лет назад Москва с размахом отмечала 80-летие Софии Губайдулиной. Зал Чайковского и Московская консерватория соревновались между собой программами концертов, наперебой оказывая знаки внимания композитору. Новый же юбилей отметили как-то уж слишком камерно. То ли дата не круглая, то ли опасались, что публика на современную академическую музыку не придет. Пришла. И заполнила Малый зал Московской консерватории — мест хватило не всем.

Губайдулина до сих пор пишет музыку, в то время как многие ее более молодые коллеги давно почивают на лаврах. На юбилейном концерте была представлена мировая премьера произведения «Простая молитва» (2016) для чтеца и ансамбля. Автор называет свое сочинение «службой без ритуала». Источником вдохновения композиции послужил ирландский сборник Бенедиктинского монастыря. «Я влюбилась в молитву», — говорит София Асгатовна.

Музыка получилась по-детски светлой. Скупыми художественными средствами Губайдулиной удалось создать магнетическую «звенящую» ауру. Инструменты и голос звучали как единый вибрирующий музыкальный организм.

Религиозная тема — одна из основных в творчестве Губайдулиной. Фигурирует она и в кантате «Теперь всегда снега» (1993) на стихи Геннадия Айги. Символично, что кантату исполнил камерный хор Московской консерватории под руководством Александра Соловьева, дебютировавший этим произведением 20 лет назад.

Третье произведение вечера — Fachwerk (2009) для баяна, струнных и ударных инструментов. Традиционный русский инструмент, ассоциирующийся с народной музыкой, в руках Фридриха Липса превратился в яркого певца авангарда. Название сочинения отсылает слушателей к архитектурному стилю фахверк, распространенному в Германии: Губайдулина увидела за красотой геометрических узоров глубокий смысл.

Своими произведениями Губайдулина открывает новые горизонты в музыкальном искусстве. Не случайно ректор Московской консерватории Александр Соколов в приветственном слове назвал композитора «музыкальным исследователем». К счастью, ее исследование и молитва еще не окончены.