Правительство решило сохранить действие механизма, позволяющего региональным властям, торговым сетям и производителям договариваться о мерах по удержанию цен, вплоть до конца 2029 года. Почему принято решение продлить механизм, а также рассматривается ли возможность распространить его на новые категории социально значимых товаров — в материале «Известий».
Результаты инициативы
Изменения касаются механизма временного регулирования цен, реализуемого через договоренности между региональными администрациями и предприятиями различных отраслей, напомнили «Известиям» в пресс-службе ФАС. По данным на октябрь 2025 года, подобные соглашения действуют уже в 71 субъекте федерации. Поскольку инструмент продемонстрировал результативность и получил широкое распространение на региональном уровне, принято решение продлить срок его действия до 31 декабря 2029 года.
Продление срока действия соглашений о стабилизации цен до 31 декабря 2029 года прежде всего призвано защитить интересы покупателей, сказала «Известиям» Ольга Позднякова, руководитель направления «Народный фронт. Аналитика». Обычно инфляционные издержки полностью перекладываются на потребителя, что выражается либо в повышении цен, либо в уменьшении объема товара при сохранении прежней стоимости. Механизм таких соглашений позволяет сбалансировать нагрузку и распределить инфляционные риски между производителями, торговыми сетями и государством.
— Контролировать условия соглашений позволяет регулярный мониторинг цен на одни и те же товары, входящие в соглашение, — рассказала она. — Так как у многих торговых сетей есть цифровой аналог с возможностью купить онлайн и заказать доставку, то и контролировать можно в цифровом формате. Обратная связь от потребителей также может помочь в выявлении случаев завышения цен или других нарушений. В случае нарушения соглашений могут быть введены штрафные санкции для производителей и торговых сетей.
Для определения товаров, актуальных для включения в соглашения о стабилизации цен, по ее словам, важно проводить консультации с производителями, торговыми сетями, потребителями.
Главный и самый действенный механизм сдерживания цен — развитая конкуренция в рыночных условиях, заявил «Известиям» председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов. Именно она стимулирует снижение цен и улучшение качества продукции и сервиса.
— За последний год в сетевой рознице средняя наценка на продукты первой необходимости снизилась в два раза, до исторического минимума в 3–3,5%. Это подтверждает ответственный подход ритейлеров к ценообразованию в рамках саморегулирования, которому торговые сети продолжат следовать, — уточнил он.
Система предотвращения необоснованного роста цен, по его словам, строится на комплексном подходе, включающем постоянный мониторинг и прозрачное взаимодействие бизнеса с государственными структурами. Ведущим фактором при этом остаются конкурентная среда и естественные рыночные инструменты. Следует учитывать, что прямое вмешательство в ценообразование и размер наценок искажает рыночные принципы, ограничивая компании в инвестициях, расширении ассортимента, поддержании доступных цен и развитии своей деятельности.
Компенсация условий
Любое искусственное сдерживание ценовых показателей может отрицательно сказываться на положении производителей, особенно в ситуациях, когда им не удается компенсировать рост расходов за счет реализации другой продукции, сказала «Известиям» Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Президентской Академии. Так, после установления фиксированных цен на рафинированное дезодорированное масло в конце 2020 года стоимость нерафинированного продукта сразу выросла — что стало наглядной иллюстрацией перераспределения финансового давления.
— Производители соглашаются на стабилизацию только в двух случаях: если их себестоимость укладывается в заданный диапазон или если они могут переложить рост издержек на другие, нерегулируемые продукты. В остальных ситуациях они просто сокращают или прекращают выпуск. Тогда государству приходится вмешиваться — субсидировать или фактически принуждать к производству определенной номенклатуры, иначе предприятия становятся убыточными, — отметила она.
Торговые сети в подобных обстоятельствах действуют по схожей логике, добавила эксперт. Когда реализация отдельных товаров становится убыточной, они стремятся перекрыть потери за счет повышения цен на другие категории или со временем сокращают долю регулируемой продукции в своих предложениях.
— Сегодня в списке социально значимых 24 продукта, — заметила она. — Цены на них находятся под контролем государства, кроме того, власти стараются сдерживать рост цен, сохраняя пониженную ставку НДС на широкий перечень товаров. Крупные ритейлеры также поддерживают ассортимент с минимальной наценкой — своего рода социальную корзину. Эти позиции часто убыточны, но рассматриваются как элемент корпоративной социальной ответственности.
Однако контроль цен на финальном этапе цепочки поставок оказывается малорезультативным, если параллельно растут затраты на сырье и ресурсы, подчеркнула Наталья Шагайда. Подлинно устойчивым инструментом стабилизации стоимости товаров остается развитие конкурентной среды. Международная практика подтверждает: административные меры могут дать временное облегчение, но в долгосрочной перспективе они приводят к искажению рыночных механизмов и снижению эффективности экономики.
Продление этой политики будет и дальше оказывать давление на экономические показатели предприятий-производителей и торговых сетей, главным образом снижая их прибыльность, сказала «Известиям» младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Екатерина Щекина. В результате бизнес сталкивается с ограничениями при попытках компенсировать рост расходов — на персонал, транспортировку, аренду и другие операционные нужды — за счет повышения розничных цен.
— Контроль качества исполнения данной меры может быть выражен в виде запросов от ФАС в отношении отдельных продовольственных товаров, фактических объемов и цен как в закупке, так и в реализации, — пояснила она, — Для смягчения негативного влияния производители и торговые сети будут продолжать повышать эффективность внутренних процессов и по возможности концентрироваться на высокомаржинальных продуктах.