Спрос и продолжение: потребление энергоресурсов к 2050 году вырастет на 23%

Генсек ОПЕК: потребление энергоресурсов к 2050 году вырастет на 23%
Ирина Кезик
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

К 2050 году мировое потребление энергоресурсов вырастет на 23% из-за роста населения. Об этом заявил на Российской энергетической неделе (РЭН) генеральный секретарь ОПЕК Хайсам аль-Гайс. Для снижения рисков необходимо увеличивать инвестирование отрасли, отметил вице-премьер РФ Александр Новак. По оценке ОПЕК, до 2050-го нефтепромышленности понадобятся вложения в $18,2 трлн. Недофинансирование может привести к росту цен до $100–150 за баррель, считают эксперты. О чем еще говорили участники главной международной сессии РЭН и какое будущее ждет мировой энергорынок — в материале «Известий».

С какими вызовами может столкнуться мировая нефтяная отрасль

Глобальный спрос на все виды энергоресурсов и будущее мирового рынка обсудили на центральной сессии первого дня Российской энергетической недели (РЭН). Участники — представители крупнейших стран — экспортеров нефти и газа, главы мировых энергетических альянсов, а также гости из дружественных европейских стран сошлись во мнении, что устойчивость мировой энергетики напрямую зависит от способности поддерживать баланс между климатическими целями и реальными возможностями отрасли.

Первый день международного форума «Российская энергетическая неделя» в Москве
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

По словам вице-премьера РФ Александра Новака, сегодня глобальный спрос на энергию растет быстрее, чем экономика в целом.

— Спрос на электроэнергию увеличился в прошлом году на 4,3%, что выше средних темпов роста мировой экономики в 3%. Этот тренд сохранится за счет развития вычислительных технологий, электротранспорта и искусственного интеллекта, — отметил чиновник.

При этом, по его словам, традиционные энергоносители продолжают доминировать.

— Мы видим рост спроса на нефть — в 2024 году прирост составил 1,3 млн баррелей в сутки, и в этом году мы ожидаем аналогичные цифры. Газовая отрасль также демонстрирует высокие показатели: потребление увеличилось на 2,8%, главным образом за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Интересно, что, несмотря на разговоры о «закате угля», его глобальное потребление выросло на 1,8%, — подчеркнул вице-премьер.

Фото: Global Look Press/Sergey Elagin

В то же время, по словам Александра Новака, мировая нефтяная отрасль сегодня сталкивается с недостатком инвестиций, что в перспективе способно привести к дефициту предложения.

— Есть риски недоинвестирования в энергетические отрасли, в частности в нефтяную. И сегодня даже Международное энергетическое агентство говорило о том, что надо вернуться к инвестированию, иначе мы можем получить в ближайшее время риски того, что потребление будет опережать предложение. В результате может быть дисбаланс на рынке, — отметил он.

О необходимости наращивания инвестиций в мировую энергетику, включая нефть и газ, заявил и генеральный секретарь ОПЕК Хайсам аль-Гайс. Выступая на форуме, он предупредил, что идеология, направленная на прекращение финансирования отрасли, может привести к резкому росту цен на энергоносители.

Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey

По его оценке, к 2050 году население планеты вырастет до 10 млрд человек (с 8,25 млрд, по данным Population Today). Это означает, что спрос вырастет на 23% и нефть сохранит долю свыше 30% в мировом энергобалансе.

— Нам потребуется больше инвестиций в энергетику в целом. И это наше послание в ОПЕК. Несмотря на всю так называемую турбулентность, которую мы наблюдаем в мире, мы по-прежнему сосредоточены на неопровержимых фактах и данных, которые дают нам одно ясное послание, — сказал он.

Хайсам Аль-Гайс отметил, что ОПЕК в своей работе концентрируется на фактах и данных, игнорируя посторонний «информационный шум». По его словам, организация не занимается политикой, а сосредоточена на стабильности рынка. При этом он отметил, что разговоры о полном отказе от углеводородов, провозглашенном Парижским соглашением 2015 года, оказались далеки от реальности.

— Все любят термин «энергопереход». Что это означает? Несколько лет назад мы обсуждали важность зеленой энергетики, но даже те, кто говорил об этом, идут на попятную и признают, что нужно больше инвестиций в нефть и газ. Нельзя забывать о важности последовательности наших планов. Это отрасль, где инвестиции требуются стабильно, — резюмировал он, призвав к трезвому подходу и отказу от энергетических иллюзий.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Павлов

В свою очередь, генеральный секретарь Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ) Мохамед Хамель заявил, что к 2050 году мировой спрос на природный газ вырастет на 32%, а его доля в энергобалансе увеличится с 23 до 26%.

— Золотая эра природного газа впереди, — отметил он.

Почему произошел дисбаланс в инвестициях

Стоит напомнить, что Международное энергетическое агентство (МЭА) последние десять лет выступало за наращивание инвестиций в возобновляемую энергетику и предсказывало наступление пика потребления нефти в мире в 2030 году.

При этом участники нефтяного картеля постоянно критиковали МЭА за занижение оценок спроса на ископаемое топливо, подчеркивая, что это приведет к снижению инвестиций в добычу и невозможности удовлетворить всё еще растущий спрос.

Фото: Global Look Press/Lantyukhov Sergey

Однако уже в этом году энергетическое агентство сменило свой нарратив и заявило о необходимости уделить внимание в анализе не только оценкам спроса, но и предложениям, спрогнозировав, что «без наращивания инвестиций в действующие месторождения мир будет терять ежегодно объем добычи нефти, эквивалентный суммарной добыче Норвегии и Бразилии».

Новый отчет МЭА «Последствия темпов падения добычи на нефтегазовых месторождениях» проанализировал данные о добыче примерно с 15 тыс. месторождений. Выяснилось, что почти 90% годовых инвестиций в добычу направляются на компенсацию падения, а не на увеличение объемов производства.

— Темпы падения добычи — это слон в комнате при любом обсуждении потребностей в инвестициях в нефть и газ, и наш новый анализ показывает, что они ускорились в последние годы, — отмечал исполнительный директор МЭА Фатих Бирол.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

В отрасли прекращение новых инвестиций в добычу лишило бы мировое предложение 5,5 млн баррелей в день ежегодно по сравнению с чуть менее 4 млн баррелей в 2010-м. Темпы падения добычи природного газа также ухудшились, увеличившись со 180 млрд куб. м в год до 270 млрд.

В свою очередь, в ОПЕК в этом году отмечали, что до 2050-го нефтяной промышленности понадобятся инвестиции в $18,2 трлн. А генсек картеля Хайсам аль-Гайс говорил, что идеология подрыва инвестиций бесполезна.

— Она лишь создаст эпоху роста цен на нефть, а также цен на энергоносители в целом. Мы уже видим признаки этого в Европе. Взять, к примеру, Великобританию: люди не могут оплачивать счета за электричество во многих случаях, потому что все очень дорого, и это не нефть. Они используют газ, уголь, многие возобновляемые источники энергии, — отмечал генсек ОПЕК.

Что будет с ценами на нефть

По мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, недофинансирование нефтяной отрасли может привести к росту цен до $100 за баррель и даже выше.

— Существуют и более высокие оценки — до $150 за баррель. Однако многое будет зависеть не только от самого объема инвестиций, но и от других фактов. Речь идет прежде всего о динамике спроса на черное золото. Оценки показывают, что как минимум в краткосрочной перспективе он будет расти. Но в то же время остается открытым вопрос о темпах такого роста и его основных драйверах, — считает собеседник «Известий».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

По его словам, свою роль сыграет и геополитический фактор. Эксперт подчеркнул, что в случае повышения международной напряженности, в частности развязывания масштабной войны на Ближнем Востоке, цены могут вырасти до $150 даже при условии роста инвестиций. Кроме того, он считает, что «нельзя сбрасывать со счетов и технологический фактор — развитие технологий снижает себестоимость разведки и добычи энергоресурсов, что, соответственно, позволяет сократить инвестиции».

— Недофинансирование отрасли, безусловно, тревожный фактор, и если мир хочет избежать энергетического дефицита и усугубления энергетической бедности, необходимо увеличивать вложения в действующие и перспективные проекты по освоению традиционных видов энергоносителей, — полагает аналитик.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Роман Пименов

В свою очередь, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин считает, что к любым прогнозам на горизонте до 2050 года стоит относиться с долей скепсиса.

— За это время технологический прогресс способен радикально изменить ландшафт мировой энергетики. Уже сегодня ведутся активные исследования в области альтернативных источников энергии — водорода, термоядерного синтеза, систем накопления энергии. Если эти технологии выйдут на промышленный уровень, зависимость мировой экономики от нефти может существенно снизиться, а вместе с ней и потребность в масштабных инвестициях в добычу, — полагает эксперт.

Тем не менее, по словам руководителя направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольги Орловой, мир не может сейчас рассуждать на уровне «если» — всё это закладывается в риски. Кроме того, существуют и определенные тенденции — рост численности населения, темпы развития экономик стран Азии, Африки. Да и о необходимости увеличения инвестиций в нефтегаз заговорили даже в МЭА — главном защитнике зеленого перехода. Впрочем, этот процесс должен быть органичным — без перегибов в сторону того или иного энергоносителя, добавила эксперт.