Человек дождя и винтовки

Бен Аффлек сыграл аутиста с боевыми способностями
Анастасия Рогова
Фото: Каро Премьер

В прокат выходит драматический триллер режиссера Гэвина О'Коннора «Расплата» (16+), главную роль в котором исполнил актер, режиссер и продюсер Бен Аффлек. После неовестерна «Джейн берет ружье», где Натали Портман превратилась в крутого ковбоя, О'Коннор снял почти эталонный «мужской» боевик, впрочем, не забыв о психологической составляющей.

Герой Аффлека — аутист Кристиан Вульф с выдающимися математическими способностями. У него проблемы с общением, полное отсутствие личной жизни и скучная профессия аудитора. Кристиан — настоящий «человек в футляре»: ни слова втуне, минимум эмоций, замкнутый быт и рассеянный взгляд из-за очков.

Этот образ, напоминающий о персонаже Дастина Хоффмана в «Человеке дождя», дополнен неожиданной составляющей: атлетичный Кристиан увлекается стрельбой из снайперской винтовки и, как выясняется, может в одиночку разделаться с бандой профессиональных убийц. Но за бесстрастной маской и очками скрыт человек, отчаянно нуждающийся в любви.

Постепенно выплывающее наружу обаяние героя — одно из главных достоинств картины. Меняется Кристиан после знакомства со скромной бухгалтершей Даной (Анна Кедрик). Девушке удается «зацепить» странного парня, когда тот приходит к ним в фирму проводить аудиторскую проверку. Но, как выясняется, аудиторство — дело опасное. Там, где есть большие деньги, всегда есть схемы мошенничества, и вот тут-то Кристиану приходится вспомнить о своем снайперском хобби.

​​​​​​​

Сюжет складывается фрагментарно — из детских воспоминаний Кристиана, расследования двух специалистов минфина (их играют Джонатан Симмонс и Синтия Аддай-Робинсон), семейной драмы главного героя и других линий, в итоге сходящихся в одной точке. О'Коннор уместил в два часа экранного времени драки и перестрелки, сложные взаимоотношения Кристиана с отцом и братом, а также лирическую составляющую. Получилось гармонично и впечатляюще.

Неприятие героя обществом из-за его непохожести на других людей — стандартный мотив любого блокбастера о супергероях, в частности, о том же Бэтмене. Этот образ Аффлек, кстати, тоже примерял («Бэтмен против Супермена», «Отряд самоубийц»). А в очередной части франшизы о Человеке-летучей мыши ему предстоит не только исполнить главную роль, но и занять режиссерское кресло.

Но у О'Коннора центральный персонаж трагикомичен, и оттого не выглядит шаблонным «добром с кулаками». В самых драматических моментах его нестандартная и скупая реакция на происходящее вызывает улыбку. У него всё не так, как у нормальных людей, но в этом и состоит главный посыл картины: норма — штука неоднозначная.