Причащение в православной традиции считается главным таинством, в котором человек соединяется с Христом, принимая Его Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Этот момент — вершина духовной жизни, а молитва после Причастия становится продолжением Евхаристии, выражением благодарности за дар спасения и очищения души. Практика чтения молитв после Причастия уходит корнями в первые века христианства и остается неотъемлемой частью православного молитвенного правила. Подробности — в материале «Известий».
История молитвы после Святого причастия
Практика благодарственной молитвы после Евхаристии уходит корнями в раннехристианские времена. Уже в IV–V веках отцы Церкви, в том числе святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, включали в свои литургические труды молитвы, обращенные к Христу после причащения.
Постепенно в богослужебной традиции Церкви утвердился особый чин благодарственных молитв, который стал частью личного молитвенного правила. В древних монастырях и храмах верующие после литургии оставались в храме, чтобы вместе вознести благодарение за Святую чашу. Впоследствии эти молитвы вошли в молитвословы и стали неотъемлемой частью духовной жизни православного христианина.
Духовный смысл молитв после Причастия
Молитва после Причастия — это выражение смирения, благодарности и надежды. Приняв Тело и Кровь Христовы, человек соединяется со Спасителем и получает благодать, которую важно сохранить и приумножить.
В благодарственных молитвах звучат просьбы о духовной трезвости, очищении сердца и укреплении в вере. Верующий благодарит Бога за дар любви, спасения и присутствие Христа в душе. В молитвах встречаются слова признательности за возможность быть сопричастным Божественной тайне, за очищение от грехов и за свет, которым наполняется сердце после Евхаристии.
Молитвы после Причастия включают несколько частей. Первая — благодарение за принятые Дары и обращение к Христу как источнику жизни. Вторая часть содержит прошение о сохранении благодати, полученной в таинстве. Завершают правило молитвы Богородице, святым и Ангелу-хранителю, в которых верующий просит о заступничестве и помощи в духовной жизни.
Молитвословы традиционно приводят тексты святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Симеона Метафраста, а также общую благодарственную молитву, в которой верующий исповедует веру и любовь к Христу. Эти тексты рекомендуется читать в храме после литургии или дома, сразу после возвращения с богослужения.
Благодарственные молитвы следует читать в спокойной обстановке, без спешки, с осознанием величия момента. Церковная традиция советует сохранять тишину после принятия Святых Даров, не вести пустых разговоров, чтобы внимание и сердце оставались обращенными к Богу.
Многие священники отмечают, что эти молитвы — продолжение самой литургии: они закрепляют духовное переживание соединения с Христом. Если нет возможности прочитать весь чин благодарственных молитв, можно выбрать одну или две из них.
Сильнейшая молитва после Причастия
Среди множества благодарственных молитв особое место занимает молитва святителя Иоанна Златоуста. В ней верующий возносит благодарение Христу за неизреченный дар и просит укрепить душу, даровать чистоту помыслов и сохранить в сердце живую веру. Этот текст считается одной из самых сильных благодарственных молитв в православной традиции.
Также особым духовным воздействием отличается молитва святителя Василия Великого, в которой звучат слова покаянного смирения и просьбы о том, чтобы святыня стала источником духовного исцеления и жизни вечной. Эти молитвы соединяют верующего с многовековым опытом Церкви и помогают осознать величие дара Святого Причастия.
Благодарственная молитва:
«Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но удостоил меня приобщиться Святынь Твоих. Благодарю Тебя, что меня, недостойного, причаститься пречистых Твоих и небесных Даров Ты удостоил. Но, Владыка Человеколюбец, ради нас умерший, и воскресший, и даровавший нам эти страшные и животворящие Твои Таинства во благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай, чтобы они были и мне во исцеление души и тела, во отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в исполнение мудростью, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и Твоего Царства приобретение. Чтобы, сохраняемый ими в освящении Твоем, я всегда помнил милость Твою и жил уже не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, уйдя из здешней жизни в надежде на жизнь вечную, достиг я места вечного покоя, где непрестанный глас празднующих и бесконечное наслаждение взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты – истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение вовеки. Аминь»;
Молитва Симеона Метафраста:«Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты — огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их — Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день».